Члены общественной палаты усомнились в законности застроек

Общественная палата Ульяновской области вынесла на обсуждение болезненный вопрос – о землепользовании и застройке. По мнению членов палаты и приглашенных специалистов, «в Ульяновске в вопросах застройки никто ни за что не отвечает», в деятельности власти нет открытости, зато пахнет условиями коррупционности. Природоохранный прокурор подтвердил, что к исполнительной власти есть претензии. Ни губернатор области, ни мэр Ульяновска, приглашенные на заседание, в обсуждении участвовать не стали.

Общественная палата Ульяновской области (ОПУО) в минувшую пятницу обсуждала злободневную проблему областного центра – правила землепользования и застройки. Одним из толчков к обсуждению было распространенное накануне в СМИ открытое письмо губернатору директора историко-мемориального музея-заповедника «Родина В. И. Ленина» Александра Зубова о том, как незаконно, без нужных согласований возводится под носом у областного правительства огромный дом, который портит исторический облик города. Зубов сказал, что этот и другие примеры «не только фигурально, но и фактически похожи на «смачный плевок» в лицо власти». По мнению директора заповедника, «в городе продолжает процветать принцип «кто платит, тот и заказывает музыку», то есть строит, что хочет, и захватывает земельные участки прямо в центре Заповедника». «Такое беспардонное отношение к власти «князей из грязи» наводит на мысль, что сами чиновники готовы быть униженными, лишь бы «кошельки» были ими довольны. Именно они позволяют «вытирать ноги» о власть», – говорилось в заявлении.

На заседании ОПУО директор заповедника сравнил мэра областного центра Сергея Ермакова с директором кладбища, у которого есть право выделять только два квадратных метра земли. «Раньше за выделение земли под застройку в Ульяновске нес полную ответственность мэр, – пояснил директор заповедника, – но летом минувшего года заксобрание приняло решение, что выделением земли свыше двух соток занимается областной департамент имущественных отношений. В итоге – никто ни за что не отвечает и не собирается отвечать! Как будто специально замутили воду! Спрашиваю министра строительства, кто ответит за архитектурный облик города – тот говорит, что это не его сфера ответственности, а мэрии. Спрашиваю мэра, а тот отвечает, что у него никаких прав, и рассказывает, что хозяева его не пускают даже на стройплощадку!» То, что творится с выделением земли под застройку, господин Зубов назвал «беспечностью и беспринципностью городской и областной власти».

Как и почему могли принять такой «безответственный» закон? Свое мнение высказал депутат ЗСО Олег Горячев, сообщивший, что несмотря на его протесты, упомянутый законодательный акт был принят, «причем сначала его хотели принять для всей области, но область удалось отбить». По его мнению, «закон был инициирован областным правительством в интересах крупных чиновников и крупных финансово-промышленных групп». «Основной посыл у областной власти был, что в городе все разворовали, и надо поставить заслон, а получилось, что хлеб перешел из рук одних чиновников в руки других, а процедура согласований только удлинилась», – пояснил коллега Горячева, тоже голосовавший против такого закона.

Между тем, по словам члена палаты Геннадия Антонцева, многие застройщики сознательно идут на нарушение закона и начинают строительство, не имея на то разрешений, потому что «на сбор документов, получение согласований и разрешений уходит до полутора-двух лет… хотя срок, установленный ГК РФ, составляет 10 дней». При этом, считает господин Антонцев, близких к власти тяжеловесов никто не трогает – ни мэрия, ни прокуратура.

В инспекции госстройнадзора подтверждают, что в Ульяновске идут массовые нарушения правил застройки: только за прошлый год к административной ответственности инспекторами было привлечено 103 физических и юридических лица, общая сумма штрафов за год – более 6 миллионов рублей. Но штрафы не помогают. «Все жалуются на долгую процедуру оформления, – сказала заместитель руководителя инспекции Лидия Сенчукова. – Даже когда у компании все согласовано, документы могут лежать по полгода – мэрия не хочет, вот и не выдает. Но этим уже не наш орган должен заниматься». Госстройнадзор предлагает застройщикам разбираться с властью в суде, однако, по словам госпожи Сенчуковой, те боятся, что после этого им станет еще хуже, и готовы лучше платить штрафы, чем портить отношения с властью.

«Даже новые правила землепользования и застройки, обсуждение которых идет сейчас, нисколько не лучше прежних – они так же громоздки, неэффективны и ничего не упрощают», – подтверждает руководитель компании «Опора», занимающийся малоэтажным строительством, Хамза Ямбаев. По его мнению, в Ульяновске сложилась система, когда участки в городе под нежилые застройки выделяются не тем, кто мог бы предложить лучший проект, а тем, кто ближе к власти. «Правильней было бы проводить конкурсы и аукционы не по участкам под жилищное строительство, потому что аукционы лишь ведут к росту стоимости жилья, а по проектам на нежилые застройки», – считает Ямбаев.

Краевед, доцент УлГУ Сергей Петров отметил, что в ульяновских принципах застройки «чувствуется запах условий коррупционности».

«У нас все пахнет коррупционностью, – сказал член ОПУО, профессор и предприниматель Исаак Гринберг. – Законодательство не обязывает проводить конкурсы на нежилое строительство, но и не запрещает. Зато это могло бы обеспечить бизнесу равные условия, а для города – возможность выбора среди лучших, а не близких к власти».

Секретарь Общественной палаты Ульяновской области Владимир Ефимов считает, что в сфере землепользования и застройки нет прозрачности и гласности, на публичные слушания приходят подставные лица, которые голосуют вместо жителей данного района, не без участия властей идет наступление застройщиков на природоохранные и исторические зоны города. Представитель природоохранной прокуратуры подтвердил, что и у них есть претензии к власти: Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в областной суд подан иск о незаконности постановлений облправительства, изменяющих границы Винновской рощи под планируемое возведение физкультурно-развлекательного комплекса.

Ни губернатор, ни мэр, ни спикер ЗСО, которым, в первую очередь, и хотели высказать наболевшее члены ОПУО, на заседание не пришли. Как прозвучало на заседании, в администрации губернатора потребовали предварительно показать тезисы выступлений, «иначе губернатор не придет». Вероятно, кто-то свои тезисы не показал. Господин Ефимов отметил, что предложения ОПУО будут переданы мэру и губернатору, но если власть не будет реагировать на замечания ОП, придется писать «прямо товарищу Медведеву».

В сокращенном варианте материал был опубликован в газете «КоммерсантЪ» 5 февраля.