Несмотря на многочисленные обращения жителей Сурского района в разные инстанции, они то ли не доходят, то ли на них никто не обращает внимания. Люди просят в своих письмах в нашу редакцию прислать людей из области, чтобы разобраться в сложной ситуации. После назначения в 2002 году Юрия Маринова «Глыбы» председателем СПК «Заветы Ильича», что в Барышской Слободе, дела сразу пошли на убыль, и за эти годы «Глыба» остался верен себе: хозяйство по-прежнему банкротится и неуклонно разоряется. 32 года здесь правил делами и успешно справлялся с ними местный человек, пока бывший и.о. главы администрации Александр Никаев, который сейчас является начальником управления сельского хозяйства, не назначил на его место жителя Ульяновска, практически ни одного дня не прожившего в селе, человека без образования. Буквально через неделю г-н Маринов начал отправлять технику и оборудование на металлолом. Сначала ушёл АВМ по заготовке витаминной муки, затем капитальный летний лагерь, где весь скот находился под крышей. Там были складские помещения, силосные ямы. Уничтожены все четыре фермы: откорма КРС (играла особую роль), свино-, конеферма.
Всю имеющуюся технику СПК Маринов купил себе – оприходовал и продал автопарк -_более 25 машин, тракторный парк – 26 тракторов, 7-8 штук комбайнов. Продавал в 10-15 раз дороже, чем покупал. Всё это подтверждено документально. Особо хочется отметить комплекс подкорма КРС села Полянки, куда было затрачено более трёх миллионов рублей. Здесь было всё: 2-этажная контора, автовесы, овощехранилище, сенажная траншея. Вся территория была огорожена металлической изгородью, которую начали продавать на второй день. А зарплату рабочим так и не отдали. Перед тем, как банкротить хозяйство, вывезли весь металл. Чугунные полы – это несколько вагонов. Центральная котельная, которой тоже нет, – это тоже несколько вагонов котлов.
Всё, что было в хозяйстве, копилось более 70 лет, а растаскивали его не колхозники, а планово разоряли под руководством Маринова. В хозяйстве работали более 200 человек, сегодня – 8-10 рабочих из Мордовии.
Закрыли оба садика, участковую больницу. Бывший глава района Сафронычев подарил «Глыбе» комбикормовый завод. Недавно он в Барыше пытался давать взятку милиционерам, за что был осуждён. В «Заветах Ильича» он расставлял «стукачей» (их и сейчас так зовут): если кто-то брал хоть какую-нибудь мелочь, он приезжал, избивал людей прямо при народе, лишал зарплаты.
41 человек Полянских написали заявления о выходе со своими паями, чтобы работать самостоятельно. Но, кроме земли на бумаге, никакой техники и помещений не получили. Тогда из хозяйства вышло практически всё село.
Пока ещё колхоз не был обанкрочен, Маринов поставил три пилорамы, всех работников – около 150 – человек уволил. В настоящее время у него работают узбеки и таджики – дешёвая рабсила – за две тысячи. Готовый лес с пилорамы в барыше отправляет в Узбекистан. Даже не колхозную (она относится к электросетям) подстанцию продал в село Богдашкино Цильнинского района. Когда делали
подъездные пути к пилорамам, то почему-то снимали плиты с дороги на фермы.
Это и есть преднамеренное банкротство.
В бригадном доме, где отдыхали механизаторы, открыл молельный дом – так он борется с неверными. А там, где была пожарная часть, живут узбеки и таджики. В итоге люди остались безработными. Зарплату – 700 тысяч -обещали, но так и не отдали.
Два года поля не засевались, дороги зимой не очищаются, даже на вездеходе не проедешь, хотя по селу проложен асфальт. Павший скот люди отправляют за Суру, лишь бы не у двора, чтобы не было нарушений, ведь скотомогильника здесь нет. Дорога одна, по которой возят лес. Воды в селе нет – в колонках она бывает рано утром м поздно вечером. На всё поселение осталось 40 домов. Водонапорная башня упала от ветра. Её разрезали и через неделю отправили в металлолом. Да и на вторую башню нет никакой надежды.
В СПК была новая пожарная машина, которая всегда была в исправном состоянии, по любому вызову выезжала на пожар. Пожарников сократил, а, когда надо было опрыскивать поля, поставил каких попало шофёров. В течение ДВУХ недель машину угробили и загнали в больничный гараж на краю села. За этот период сгорел 5-квартирный дом. Один дом сгорел в 200 метрах от пожарной части, там же погибли два человека. Дома и люди горели, пока ждали машину из Сурска. Да и сейчас жители чувствуют себя как на пороховой бочке.
После всего этого в село приезжает реформатор Никаев, чтобы скупать паи у населения. А народ вынужден продавать – наличные-то всегда нужны. В основном все продали. Сейчас у населения скот убавляется, потому что фураж стоит 6,5 руб./кг. Сокращают даже кур. С подвозом грубых кормов примерно такая же картина.
За всё, что срезали, можно было отдать всю зарплату. Маринов отдал только тем, кто присутствовал на собраниях. Пасеку вывез, а затем продал. Теперь приготовил к продаже гараж и мастерские. Хлеб убрал без весов, вся техника отправлена в Мордовию не без помощи Никаева.
кто же ответит за банкротство? Всего в районе на фермах содержится 2615 голов КРС, в том числе 960 коров – это поголовье одного среднего (не крепкого) хозяйства -1/15 часть всего районного поголовья, когда было 17 хозяйств.