В памяти 66-летнего стоматолога из Карсуна Валентины Желтовой еще остались времена, когда работали на бормашинах, приводимых в движение ногами, а материал для пломб варили прямо в кабинете.

Учеба

Родилась Валентина Васильевна в Казани. С детства мечтала стать стоматологом. Поэтому, едва окончив школу, без раздумий направила свои стопы в Казанский Государственный институт.

Однако стать студенткой КГИ Вале удалось лишь с третьей попытки – сначала не взяли по зрению, потом она завалила иностранный язык.

– Но я упорная была, – вспоминает Валентина Васильевна. – С третьего раза все-таки поступила. Учиться тогда было очень трудно, многие вылетели из института вскоре после зачисления. А моя мечта сбылась – в семидесятом году я получила долгожданный диплом.

Замужество

По распределению Валентина попала работать в Вешкайму. Через год выросшая в городе девушка заскучала в селе и снова вернулась в Казань. Карсун в ее судьбе появился вместе с появлением мужа, который сам был оттуда. В семьдесят четвертом Валентина Васильевна переехала в поселок на постоянное место жительства.

– Работали тогда, где придется, – делится она первыми впечатлениями. – Отдельных кабинетов не было, вот и теснились все время по углам. А еще раньше ведь не только в больнице работали. У каждого предприятия имелся зубной кабинет, где мы и обсуживали работников. Но за названием «кабинет», как правило, скрывалась какая-нибудь подсобка, куда мы и приезжали со своими переносными машинами. Столько суеты было!

Пломбы

Пломбы в первое время применялись металлические и варили их прямо в кабинете,- говорит Валентина Васильевна. – Они хоть и черные получались, но служить могли века. Все стенки зуба потрескаются, а пломба все равно стоит.

Про оборудование, на котором работали, вообще отдельный разговор. До восьмидесятых годов работали на машинках с ножным приводом. Пациентам несладко приходилось такое терпеть. Да это еще при том, что и обезболивающих сильных не было. Это сейчас – сделают один укол, и ничего не чувствуешь даже. А раньше всем слабенький новокаин кололи.

Много позже у сельских стоматологов появились мощные турбинки – высокооборотные машины, и фосфат – цемент для изготовления пломб.

Дети

Самой трудной работой, по мнению Валентины Желтовой, было уговорить лечить зубы детей.

– Сядет какой-нибудь настырный мальчишка в кресло и ни за что рот не открывает, – со смехом вспоминает Валентина Васильевна. – И домой не отправишь – рядом мамаша сидит, которой нужно, чтобы зубы вылечили. Приходилось и обманом, и уговорами действовать. Привыкли… Да и взрослые разные попадались. Пришел один раз ко мне мужик пьяный. И начал требовать, чтобы зуб ему выдернула. А он начальником каким-то был, пришлось согласиться. Оказалось, зря с – мужик когда домой пришел, опять выпил, и кровотечение сильное началось. До города дело дошло, только там кровь остановить сумели. Вообще, случаев интересных много было, все и не упомнишь.