В Ульяновске находятся символические ключи «малой авиации»! Именно здесь, где активно развивается ЗАО «Авиастар-СП» и успешно работает Высшее училище гражданской авиации, в 2009 году начнут производить сверхлегкие реактивные самолеты Eclipse 500 Люксембургской компании ETIRC Aviation.

Об этом было заявлено в минувшую среду, на торжественной церемонии по закладке первого камня будущего авиационного завода. В торжественных мероприятиях, которые проходили на территории ульяновского авиастроительного предприятия «Спектр-Авиа», приняли участие председатель Счетной палаты России Сергей Степашин, ее аудитор Сергей Рябухин, председатель Совета директоров ETIRC B.V. и Eclipse Aviation Рул Пипер, президент ETIRC Aviation Берн Ра-берн, а также губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, председатель Законодательного собрания Борис Зотов и мэр Ульяновска Сергей Ермаков.

В своих выступлениях на торжественной церемонии губернатор и высокопоставленные гости отметили огромное значение строительства завода по производству сверхлегких реактивных самолетов как для Ульяновска, так и для всей «малой авиации» России. Они расписались на специально изготовленных пластинках из симбирцита, опущенных в капсулу, которая впоследствии будет помещена в фундамент строящегося завода. Рул Пипер выразил признательность губернатору Сергею Морозову и мэру Сергею Ермакову за понимание и поддержку по реализации названного проекта на ульяновской земле.

Предложение по размещению завода для производства сверхмалых гражданских самолетов в Ульяновске впервые было высказано в 2005 году губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. Город по праву считается авиационной столицей России. Здесь расположены два аэропорта международного класса, способных принимать все типы воздушных судов, авиационно-промышленный комплекс «Авиастар-СП» и Высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУГА) – кузница кадров российской гражданской авиации. Кроме того, ландшафтная специфика, большое зеркало Куйбышевского водохранилища и стабильный климат создают безопасные условия для проведения тестовых и учебных полетов.

– Появление в нашей области завода по сборке Eclipse 500, безусловно, послужит толчком для развития международного аэропорта «Ульяновск- Восточный». Производство самолетов будет вестись в непосредственной близости от терминалов – логично было бы именно «Восточный» сделать базой для новых машин, – заявлял тогда Сергей Морозов. Его поддержали председатель Счетной палаты России Сергей Степашин и ее аудитор Сергей Рябухин.

В постсоветский период малая гражданская авиация стала заметно устаревать. Сейчас самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2 уже не соответствуют современным требованиям. Ветшание парка увеличивает издержки на ремонт и содержание машин. Причиной списания около 80 процентов самолетов является то, что из-за высокой стоимости сервисного обслуживания и низкого спроса на перевозки дальнейшая эксплуатация машин становится нерентабельной. Очевидно, что для развития малой авиации необходимо кардинальное обновление парка легких самолетов. Востребованность их в России очень большая. Однако уровень тарифов и сокращающийся объем перевозок не обеспечивают региональным авиакомпаниям экономических условий для этого.

Ульяновский завод по производству сверхлегких реактивных гражданских самолетов планируется построить на территории промышленной зоны «Заволжье», расположенной неподалеку от ЗАО «Авиастар-СП».

В то же время, как заявил Сергей Морозов, правительство Ульяновской области продолжит оказывать всестороннюю поддержку УВАУГА и ЗАО «Авиастар-СП». Например, в училище гражданской авиации идет обновление тренажеров, вступила в действие программа обеспечения персоналом ЗАО «Авиастар-СП» на 2007-2008 год. В ее рамках ведется подготовка наиболее востребованных специалистов, планируется обучить и переобучить более 5 тысяч рабочих. Помимо этого, авиазаводу пролонгированы налоговые льготы, ведется работа по решению жилищно-коммунальных и других проблем. По словам генерального директора ЗАО «Авиастар-СП» Виктора Михайлова, на предприятии активно идет процесс обновления и модернизации технологического и контрольно-измерительного оборудования.

Так что «большой» и «малой» авиации на земле ульяновской быть и развиваться!

Слово «eclipse» в переводе с английского означает «затмение», и самолеты, действительно, оправдывают это название, превосходя и «затмевая» все известные машины своего класса. Новый Eclipse 500 – двухдвигательное воздушное судно, вобравшее в себя целый ряд уникальных новаторских решений. Эти машины являются не только самыми тихими и экологичными среди реактивных судов, они способны развивать высокую скорость в своем классе – до 670 км/ч. Eclipse 500 – первый сверхлегкий самолет на реактивной тяге, ставший основателем сверхлегкой реактивной гражданской авиации (VLJ). Более того, Eclipse 500 обладает очень низкими требованиями к взлетно-посадочной полосе: 610 м на взлет и 690 м на посадку, что позволит этим самолетам работать во всех, даже очень небольших, региональных аэропортах. Машин подобного уровня ни в России, ни в мире до сих пор не было.

И вот новенький, я бы сказал, элегантный, реактивный самолет находится в цеху «Спект-Авиа». Любопытные журналисты и многочисленные гости могли воочию увидеть этот суперсовременный лайнер, потрогать его фюзеляж и обтекаемые крылья, посидеть в кабине для пассажиров. А некоторым, вслед за Сергеем Степашиным и Сергеем Морозовым, посчастливилось совершить настоящий полет на будущем российском такси.

– Сейчас в нашей стране не делают сверхлегких реактивных самолетов, в то время как потребность в развитии малой гражданской авиации растет. Наличие двух двигателей – это не только сочетание легкости и скорости, но и, что важнее всего, безопасность, – говорит Александр Лившиц, руководитель спецпроектов ETIRC в России и СНГ.

Действительно, безопасность -еще одно качество Eclipse 500. На сегодняшний день это единственный в мире малый гражданский самолет, обладающий многократной системой резервирования всех систем. Кроме того, это первое воздушное судно весом до 4 тонн, обладающее авионикой широкофюзеляжных самолетов.

ETIRC Aviation (Люксембург), единственный в мире вертикально интегрированный авиационный холдинг, является эксклюзивным дистрибьютором и крупнейшим акционером Eclipse Aviation. Он планирует наладить в Ульяновске производство Eclipse 500 и уже в конце 2009 года выпустить первые 50 машин. Начальные инвестиции в первый год проекта составят порядка 100-150 млн. долларов. Производство ультрасовременного воздушного судна, каким, безусловно, является Eclipse 500, требует и нового подхода к сборке. На ульяновском заводе впервые в истории авиастроения самолет будет создаваться с помощью конвейера. Это значительно упростит и ускорит производственный процесс, а, следовательно, и уменьшит затраты.

– Сегодня мы стараемся воплотить в жизнь идею аэротакси. В Европе уже создаются условия, позволяющие интегрировать и координировать действия будущих операторов этого вида сервиса, которые будут работать с клиентами на европейском пространстве, а в дальнейшем и на территориях России и стран Ближнего Востока, – заявил Рул Пипер, председатель Совета директоров ETIRC B.V. и Eclipse Aviation.

Можно, с уверенностью сказать, что услуга аэротакси будет востребована в России. На данный момент в нашей стране есть более 9 тысяч городов с аэродромами, между которыми нет авиасообщения, притом, что расстояние между населенными пунктами не превышает 1 тыс. км. Именно в таких условиях использование Eclipse 500 особенно актуально -это, прежде всего, поможет оптимизировать работу служб экстренной доставки. Кроме того, появление самолетов Eclipse 500 послужит новым шагом в развитии бизнеса в России, создаст возможность быстро и беспрепятственно перемещаться в ранее труднодоступные регионы, что, безусловно» положительным образом скажется на развитии экономики Ульяновской области и всей России.

НАША СПРАВКА

Рул Пипер получил степень доктора в области математических и компьютерных наук в Дельфтском университете (Нидерланды), который он ранее закончил с отличием.

В настоящее время г-н Пипер – председатель Favonius Ventures, профессиональной инвестиционной фирмы, располагающейся в Амстердаме и Лондоне. Favonius Ventures занимается инвестициями в высокотехнологичные компании в сфере программного обеспечения, главным образом, в Европе. Г-н Пипер также является основателем ETIRC B.V. – высокотехнологичного венчурного фонда, специализирующегося на вложениях в ранние проекты в странах Восточной Европы и бывшего СССР. С 2007 года г-н Пипер занимает пост председателя Совета директоров Eclipse Aviation Corporation – первой в мире компании-производителя сверхлегких реактивных самолетов (VU).