В Ульяновске, при поддержке властей, создается музей, рассказывающий о жизни и творчестве нашего земляка, великого русского художника Аркадия Пластова.

Автор всемирно известных полотен «Весна», «Жатва», «Фашист пролетел» будет достойно представлять наш богатый на таланты край вместе с Карамзиным, Языковым, Гончаровым, Лениным. Ресурсом для этого является то, что город имеет третью по значимости в России коллекцию картин этого живописца.

На вопросы «УС» по поводу «строительства» нового музея отвечает Татьяна Верещагина, до недавнего времени успешно возглавлявшая Ульяновский областной художественный музей.

– Татьяна Федоровна, пришло время более фундаментально «обосновать» Пластова в Ульяновске? Почему именно здесь, ведь основную часть жизни он провел в Прислонихе, где есть музей, ему посвященный?

В нашем городе он провел девять лет жизни. Учился сначала в духовном училище, затем – в духовной семинарии. Здесь шло формирование его личности, происходило общение с представителями творческой интеллигенции, учеба у художника Дмитрия Архангельского. Молодой Пластов ходил по симбирским улицам, бывал во многих домах. Когда он уехал в Москву учиться, то, возвращаясь домой, заезжал в Симбирск к Архангельскому. Здесь в 1912 году художник выполнил свою первую графическую работу – обложку к каталогу Гончаровской выставки в нашем городе. А затем он участвовал во всех симбирских художественных выставках. Для меня открытием и большой радостью было то, что, оказывается, Архангельский устраивал вернисажи в здании, где будет располагаться наш музей. То есть в тех стенах Пластов бывал точно, и тут экспонировались его ранние работы. Недостающий мемориальный компонент нашелся, и это греет душу.

– Еще одно, почти мистическое совпадение: в этом доме на улице Гончарова, на втором этаже, много лет располагается галерея Ульяновского союза художников…

Это очень важное для нас соседство: художники поддержали идею, помогают в ее воплощении. Кроме того, рядом Дом Гончарова, немного дальше – заповедник «Родина В.И. Ленина» и музей современного изобразительного искусства имени Пластова. В кукольном театре создается музейный центр, посвященный Валентине Леонтьевой. Привлекает и то, что поблизости несколько школ, УлГУ. Мы оказываемся в самой гуще, в кипении жизни.

– Интересно, что предложение возглавить дело создания этого музея Вам публично на собрании общественности сделал его инициатор – внук художника Николай Николаевич Пластов…

Может быть, я слишком самоуверенна, но считаю, что на такую должность, как эта, непросто найти человека, который уже был бы внутри пластовской темы и сразу же бы стал работать. А я знаю, к кому можно обратиться, где искать материал, знаю, что мне помогут. За годы директорства в художественном музее установилось много добрых связей. – И кто в помощниках?

Конечно же, Николай Николаевич Пластов, который кипами привозит документы из Москвы. Юлия Константиновна Володина, директор краеведческого музея, помогает с работой в фондах. Здесь – историк и краевед Алексей Сергеевич Сытин, который консультирует по многим вопросам. Напишет воспоминания о встрече с Пластовым художник Борис Николаевич Склярук: таких свидетельств-«жемчужинок», образ Пластова дополняющих, должно быть как можно больше. И – многие-многие другие… На меня уже хлынула такая лавина новых материалов! С упоением читаю рас-

писку, которая была выдана Пластову Гречкиным, основателем музея в нашем городе в послереволюционные годы, в том, что художнику было выдано три рубля за рисунок, сделанный в Усолье в имении графа Орлова-Давыдова. Аркадий Александрович тогда действовал в Симбирской губернии от имени этого музея. А вот другая расписка в том, что Пластов получил шерстяные носки, шарф и нательное белье перед поездкой на Сталинградский фронт, чтобы писать эскизы. Понятно, как это было опасно: художник мог погибнуть…

– Удивило, что при обсуждении концепции музея Пластова общественность Ульяновска была единодушной и поддержала ее. Не часто у нас такое случается. Приятно, что имя художника послужило объединению людей…

Это меня вдохновило. Когда на тот момент в музее современного изобразительного искусства собралось более ста человек, – то это был готовый клуб любителей Пластова. Каждый стремился помочь, внести свою лепту. Все устали от опошления жизни, которое проявляется в последние годы. Хочется подлинного, настоящего.

– Чем новый музей будет отличаться от уже существующих: мемориального музея в Прислонихе, на родине художника и музея современного изобразительного искусства имени Пластова в Ульяновске, где выставлена значительная часть собрания его картин?

Это будет музей с документальной экспозицией, потому что того, что мы имеем в Прислонихе, явно недостаточно. Предполагается также экспонировать на тематических выставках работы художника и близких ему по духу друзей-коллег. Представляю себе генеалогическое древо семьи Пластовых в виде стилизованного прислонихинского дуба. Насчитываю уже восемь поколений Пластовых, которые остановились в настоящее время на праправнуках Аркадия Александровича – Петре и Арише. Это многообещающие ребята, и для них авансом будет появление на пластовском древе.

– Личные мотивы, заставившие Вас взяться за это дело?

Есть желание заниматься плодотворной работой, желание «под занавес» сделать что-то хорошее. А вообще, я 35 лет читаю лекции о Пластове. Начала делать это по линии общества «Знание», когда еще была учителем в Новоспасском районе. В 1972 году работала после пединститута завучем в восьмилетней школе в деревне Суруловка. Тот год оказался для меня знаменательным: поступила в академию художеств в Ленинграде. Не спросила на то разрешение у начальства. В результате, меня не отпустили на сессию. Пришлось переехать в Ульяновск и поступить на работу в художественный музей, где проработала 33 года. Если бы меня отпустили тогда на сессию, кто знает, может, я так бы и пропагандировала изобразительное искусство в Новоспасском.