Слово fun англосаксонского происхождения, оно ведет свой род от британской флегмы и приходится кузеном другому расхожему словечку – сооl. Связанное с детством, с играми и забавами, оно при этом не имеет ничего общего ни с культом развлечений, ни, еще того меньше, с разгулом и развратом. Напротив, это своеобразный критерий отбора, помогающий извлечь из потока повседневности квинтэссенцию удовольствия и чрезмерного и не слишком слабенького, такого, которое не чревато никакими дурными последствиями и доставляет нам только приятные ощущения. Все может стать fun, то есть предметом легкой иронии: целомудрие и секс, путешествия и брак, религия и политика -что угодно, лишь бы в это не вкладывалось слишком много пыла. fun – это смягчающий абажур, удобные перила. Надежный антисептик, средство, при помощи которого я могу наслаждаться приятной стороной жизни, не позволяя ей карать или уязвлять меня. Это осторожная оппозиция, клапан, регулирующий постоянную напряженность и озабоченность, рессора, предохраняющая от тряски на ухабах.
Fun – феномен, современный виртуальности и так же обязанный своим появлением тяге к нереальному миру, желанию сдвинуть границы пространства и вре¬мени. Тут угадывается тот же принцип, что и в модных ныне «скользящих» видах спорта, таких как серфинг, где надо приноравливаться к волнам, чтобы на них покататься; ролики, благодаря которым асфальтовая дорога превращается в гладкую ленту с изящно проносящимися по ней и легко огибающими препятствия тенями; или горный фрирайд, где лыжник уподобляется птице, способной танцевать в воздухе, взлетать с каменных уступов, взметать крылом снежную пыль. Феноменальная телесная ловкость позволяет чудесным образом преодолеть телесность, достичь невесомости. Рождается царство призраков, эльфов, проходящих сквозь стены духов, которые презирают законы тяготения и обращают материю в зыбкий поток флюидов. Здесь нет падения, есть только парение. Настоящий рай для неприкаянного, ничем не обремененного человека, предпочитающего ощущение знанию и касание укоренению. Плотность реального мира нужна здесь лишь для того, чтобы от него оттолкнуться. При помощи современной виртуальной техники любой может спеть дуэтом с Элвисом или сыграть в фильме Богарта; точно так же fun переносит нас в сказку: ее герой, Желание, без труда выходит победителем из всех испытаний и добирается до цели. Все шероховатости жизни сглаживаются, нет ни глубин, ни вершин – сплошная ровная поверхность, а на ней фигурки и картинки. Раз ничто не имеет значения, можно все попробовать. Таков мир сквозь призму fun, иллюзия облегченной реальности, в которой все наслаждения доступны и все беды смягчены. Жизнь в таком мире – игра, да еще и бесплатная.
Паскаль Брюкнер. Вечная эйфория. Эссе о принудительном счастье.