В качестве большого эпиграфа текст одного из лучших на мой взгляд ЖЖ- колумнистов, журналиста http://artem-akopian.livejournal.com:

Районная элита.

Одна из самых главных российских бед это региональная элита. Причем не областного, а именно районного уровней. Покатавшись этой осенью по районам Самарской области и Дальнего Востока я и пришел к такому выводу. Увы, в регионах власть представляют люди совершенно к этому неспособные. Не плохие, а именно неспособные быть элитой. Люди старой коммунистической закалки постарели и уходят. Но они отличаются от современных представителей власти как дворяне на фоне купчишек. Собственно так оно и есть. Кто представляет современную власть в регионах? Как правило, бывшие директора магазинов, хозяйственники, иной ловкий люд советского времени, оказавшиеся способными выжить в девяностые года. Крепкие веселые разухабистые мужички в меховых шапках. Может быть они рождены для достатка, но не для власти. Сколько перевидал их, они даже воспользоваться в личных целях властью толком не могут. Проститутки, баньки, пьянки – это все есть, а шика нет, все так, на средненьком уровне. Кабинеты в ресторанах заказывают, а кормят там паршиво. То же и с управлением. Вроде все так себе, но какая это власть, кто их воспримет всерьез. Балбес он и есть балбес, жизнь его на виду, народ посмеивается. Их даже ненавидеть не могут. Не начальники.

И здоровый консерватизм мужика утрачен. То достоинство, которое отличает мужчину, отца семейства, живущего небогато, но достойно. Наш герой и в подметки не годится своему электорату. Никакого достоинства. Жулик. Все суетится, все бегает, все гоняет на своем джипе, все тащит в дом связки колбас. Даже если и не ворует особенно, все равно глаза бегают. Потому что не на своем месте.

Бывший начальник, коммунист уважаем до сих пор, Хоть ему далеко за семьдесят. Он хоть и живет на пенсию, ходит по своему городку как хозяин и народ здоровается и чуть не кланяется. Он громогласен и по-юношески строен. Это и есть власть. Не то, что эти суетящиеся коренастые дядьки.

Уничтожен типаж районного начальника. В области все ещё более-менее. А в районах нет. Единая Россия была призвана создать его вновь, но на это нужны годы. Кое –какую дисциплину удалось навести, но этого очень мало. К сожалению, у нас не хватает политической воли, начать контролировать моральный облик региональной власти, а надо бы. Но как это сделаешь, если партийная ячейка часто полностью подконтрольна мэру, а руководитель исполкома у него на побегушках? Нет, избираемые мэры это безусловное зло и с этим необходимо заканчивать.

Впрочем, это все лишь часть более глобальной проблемы. Отсутствия в России класса чиновников. Чиновники есть, класса у них нет. Есть обычные люди в кабинетах, которые всегда просидят на своих местах и есть высокое начальство, которое сразу приходит на высокие посты и решает там свои дела. Нет иерархии, нет морального кодекса, нет подчинения своей партии. Но вообще-то, я не совсем прав – пока нет и почти нет.

Узнаете? Ага.

Проблемы ульяновских элит – это проблемы масштаба. В том числе масштаба экономики. Планка входа крайне низка. Люди, только что делавшие все в своём бизнесе сами пришли на выборы и продолжают считать себя умнее всех. В итоге получается суета почти районного уровня. Не просто отсутствует культура и практика, отсутствует само понятие и рынок гуманитарных технологий. Специалисты везде редки и дорого стоят – это нормально. У нас по-прежнему режим: «это и я так умею». Не умеете. И никогда не сумеете.

Некоторый позитивный аспект низкого порога входа – последние шансы для обновления элит. Пример – Каплин и некоторая часть справороссовских одномандатников. В Самаре, например, Каплина бы не было по вышеуказанным причинам. Справороссы структурно на уровне регионов практически везде представляют собой группы более молодой и соответственно более агрессивной элиты. Отличная иллюстрация в Ульяновске – ситуация в 12 округе, где сцепились Гатауллин и Бударин. Конечно, выборную ситуацию это разнообразит, но такое чувство, что молодыми недооцениваются риски. Известна любовь нашего губернатора к составлению «черных списков». А та отповедь, что он недавно дал в эфире Бударину, позволяет с высокой долей вероятности предположить то, как эти списки обновятся. Эту позицию не уважать, конечно, нельзя – «храбрым поем мы песню».

Зато такое чувство, что прекрасно оценивает степень этого риска региональное руководство – с их стороны кампания проводится очень спокойно и без излишнего «креатива». Это понять можно в еще большей степени – перед глазами пример Ставрополья например, где местные лидеры разделились – один в бегах и разыскивается уже чуть не Интерполом, а другой в СИЗО. По классическим трудам теории элит Парето: элита что у власти обновляться не хочет никогда, что в итоге и приведет ее, конечно, к смерти. Но это еще когда. Пока сильна, и пока это только в учебнике и по научным прогнозам. И нагреть может крепко.

Замечание сюда же. На мой взгляд, наблюдается некоторый «перегрев» региональной элиты в лице региональной власти и ячейки ЕдРа соответственно. Это о чем. Какая то бравада, тотальная монополия и полная безнаказанность в итоге временами ставят деятельность на грань фола. Пример – последний визит Зюганова, едва не переросший в федеральный скандал. Понятно, что Москва поддержит и прикроет, понятно, что Зюганов скатился почти в маргиналии, но. Новый как бы либеральный президент на дворе и головные боли с нагло декларируемым административным беспределом Кремлю сейчас ну никак не нужны. Подобные настроения не способствуют эффективной деятельности и на уровне персоналий. Самые молодые да ранние на этой волне уходят совсем уже в неадекват. Это про случай с Глебовым. Понятно, что этот скандал «подержат» до конца выборов – слишком уж он неприятен в контексте «команды губернатора». Но это еще один и очередной уже звонок – может чуть сбавить административные обороты?

Теперь о еще более грустном. Несмотря на практически полную незадействованность на текущих выборах общаться приходилось со многими. Со всеми знаком. Звонят, где то, что то продашь по мелочи, так и сяк. Лишний раз подтвердил одно: повсеместную профессиональную и зачастую личностную неадекватность ульяновских политиков «среднего» да и выше уровня. Воинствующая некомпетентность или совсем шизофрения. Одному даешь сильный откатанный шаблон – он втюхивает (простите) тебе «простыню» текста собственного сочинения – и говорит: я хочу это сказать народу. Будет народ его слушать, не будет – вопрос не стоит. Он уверен – его невнятный текст ЖДУТ, а он миссионер и спаситель. И как об стенку горох. Таких процентов от 10, не меньше. А если не в такой жесткой стадии – то большинство. К психиатру за диагнозом, к аналитику на кушетку.

Другие, нашлепав невнятных агиток с помощью знакомого журналиста, звонят ночью: что делать, наши плакаты срывают. Или: пишут на нас плохие слова черной краской. Какой ужас. Детский сад. А то, что узнаваемость нуль, а о рейтинге говорить в принципе в ближайший год с такой работой не стоит, не важно. Главное – чтобы плакат повисел. Они уверены: прямо накануне люди вспомнят ту «правду», что им вещали, и из глубин у них «всплывет». Не «всплывет», а если и всплывет, то не то, на что надеялись.

Извините – наболело. Дополняет клинику паранойя. Может она проявляется только ко мне, но тоже распространена повсеместно. В основном проявляется в как бы вскользь обращениях «надежды, что по мне ты ничего делать не будешь». Бред. Все что я делал контрпропагандистского (не нужно бояться этого слова – это один из обязательных пунктов любой работы) всегда было в рамках. Будь то ульяновский блок Коммунисты или какие бы то ни было газеты. Профессионально – это играть по правилам и моих навыков для этого вполне хватает. Любимая недоброжелателями древняя история с шамановскими судами тоже не в тему. Все что делали мы (а это именно то, что показывали по федеральным телеканалам и самое скандальное) было признано «не содержащим оскорбительных и клеветнических высказываний». А подброшенная нам бредовая листовка «про алкоголизм» характеризует профессионализм оппонентов совсем в другой сфере.

А паранойю взращивает прежде всего некомпетентность. Когда конкистадоры приплыли в Америку и индейцы увидели лошадь – этого хватило чтобы признать их богами. Так и в Ульяновске – сядешь на лошадь, так от тебя все кандидаты разбегутся. Шутка.

В качестве последней иллюстрации к этой теме. Кандидат и видный ульяновский политик г-жа С-на до сих пор уверена, что появившиеся на прошлых выборах в ГорДуму на стенах домов и заборов надписи «С-на –… (далее нехорошее слово)» за подписью Ежова и Паймушкина именно Ежовым и Паймушкиным и исполнены. Для неё и прочих откроем маленькую тайну: надписи исполнены штабом, работавшим на группу кандидатов (в том числе на саму госпожу С.) и против тех самых Ежова и Паймушкина. И эти надписи, дорогая г-жа С, прекрасно отработали именно на Вас, и против нас. Вот такая тайна.

В общем, клиники много. Но это нормально. Плохо то, что здоровье – у единиц.

О конкретике немного и вскользь. Я не очень в теме текущих выборов, вижу щиты, листовки да газеты. А выборы такого уровня (ЗакС и ГД) происходят более в режиме низовой агитации, которую со стороны просто не видно.

Поэтому – записки постороннего:

Партии:

ЛДПР – видел большой щит Жирика в режиме что то вроде: «за все ответите». Такое чувство, что заверстано пьяным пионером. Таких шрифтов я до этого не встречал. А текст – респект, в духе Жирика – ни о чём, но «с ветерком». Могут и набрать, потому как ЕР своей вышеуказанной бравадой сильно качнули протестников. Но это голословно и без социологии.

КПРФ – такое чувство, что стали агрессивнее. С чем связано – не знаю. Может новый кто появился в кругах кругликовской молодежи, или федеральные установки. «Правда» вот сегодня какая то по слухам контрпропагандистская вышла – и чуть ли не арестована. Но – сам не видел, всё по слухам.

СР и ЕР – см. выше.

Одномандатники по селу. Не видел почти ничего. Но триумф ЕР там можно предсказывать смело.

Город.

9-й. Эдварсу таки будет тяжко. Слишком малый запас сил перед выборами. Весь вопрос – не знаю, как работает Смолянкина.

10-й. После схода Мисанца, спокойно вздохнул Селиверстов. Непонятный однофамилец погоды не сделает. Думаю – там уже празднуют. Интересно бы посмотреть как работал молодой и амбициозный Шпагин.

11-й. Ляп Глебова информационно всячески оттягивают. В сегодняшнем АиФ ситуацию даже отнесли к «чёрным технологиям» оппонентов. Т.е «черными технологиями» занимается суд? Смелое заявление. На месте конкурентов я бы банально растиражировал по округу информацию. Но как там работают – я не знаю. Единственное – слоганы Кангро о том, что в Ульяновске нужно строить больше откровенно слабы. В целом ситуация стала более неопределенной.

12-й. Судя по всему (в том числе по «чёрным» антибударинским тиражам) схватка Гатауллин – Бударин таки состоится. В личных беседах Расих Маулетович ситуацию оценил спокойно, справедливо сославшись на сильный и стабильный ресурс «Мозаики». Геннадий Александрович же указал на тотальное административное давление и недопуск к местам встреч с избирателями. Что тоже вряд ли было для кого то сюрпризом. Что делает Кругликов – не видел, не знаю.

13-й. Как воюют Ратников – Еленкин, опять же не видел, не знаю. Но насчет «хорошего врача во власть» – спорно. Порадовала татарская колористика баннера Абульханова.

14-й. Возвращение Каплина перепутало ЕР все карты. Всё что нужно Каплину – донести до избирателя простую информацию: «я снижал и буду снижать тарифы, за это меня пытались снять». Упавший в руки сценарий «гонимого за правду» в наших условиях беспроигрышен особенно. Времени, конечно, оставили мало.

15-й. Может быть самый веселый. Куринного снять не удалось. Поздравляем его. На него работает еще один аспект. Фактически Алексей выглядит сейчас в глазах элит единственным сильным независимым ульяновским политиком. И это тоже работает ему в плюс. Не очень удачный расклад для ЕР. На мой взгляд, Кузьмин – один из самых сильных и адекватных политиков из этого лагеря. А тут – так не повезло с действительно сильным оппонентом. До конца бьется Сергей Новичков, тоже один из сильнейших в стане ЛДПР. К финалу тоже сделал сильные, наглые и жесткие шаги. Но – слишком сильный округ. И искренний респект Мороковой – вполне эффективные финты Долгановского на грани фола у меня вызвали искреннее уважение. Жаль, что кампания слилась к финалу.

PS. и только завесил текст – в “Одноклассниках” даже агитка от Долгановского пришла. Прорыв в 21 век. Морокова – best. На запрос о дружбе с сайта правда отвечать не стали…

Кандидатам – побед, России – процветания, и всем нам – душевного здоровья.