Американские самолеты будут производить в Ульяновске

Авиасборочный завод по производству американских самолетов нового поколения Eclipse 500 будет построен в Ульяновске к концу 2008 года. Руководство «Авиастара» озабочено тем, что появление американского завода приведет к перетоку ценных специалистов.

Первый символический камень в строительство нового завода, на котором будет производиться сборка сверхлегких реактивных самолетов нового поколения Eclipse 500, был заложен на прошлой неделе в Ульяновске. В торжественной закладке принял участие лично председатель советов директоров компании Eclipse Aviation и голландского венчурного фонда ETIRC B.V. Рул Пипер, а также Верн Раберн, президент корпорации Eclipse Aviation, родоначальник идеи сверхлегкого самолета (воздушного такси).

Самолет Eclipse 500 относится к новой категории летательных аппаратов – VLJ (Very Light Jet). Взлетная дистанция Eclipse 500 – 714 м, посадочная – 686 м; время набора оптимальной высоты 10,688 м – 21 мин., максимальная скорость полета 685 км/час, скорость сваливания – 128 км/час, максимал ьная дальность полета с четырьмя пассажирами на борту 2084 километра. Стоимость самолета на сегодня – $1,6 млн.

В Ульяновске Eclipse 500 продемонстрирован для российской аудитории впервые. Мне посчастливилось убедиться в преимуществах самолета непосредственно в полете. Главные впечатления – простота управления и послушность машины. Председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, попробовавший самолет в управлении, вообще считает, что «не сложней, чем вождение автомобиля». И хотя понятно, что это – преувеличение, тем не менее, как отметил американский пилот Хьюит, в самолете большой уровень автоматизации, в будущем предполагается, что если пилоту станет плохо, то «леди» (так в шутку они называют систему, распознающую опасные ситуации и предупреждающую об этом женским голосом, в России ее зовут «Таней») возьмет управление на себя и посадит самолет автоматически. На Eclipse 500 нет ни одного традиционного авиационного прибора: вместо них только три больших жидкокристаллических монитора, на которые выводятся все параметры полета и состояния авиатехники. Минимум переключателей. Отсутствует традиционный штурвал: вместо него – джойстик, как в компьютерных играх. По его поводу среди авиационных специалистов ходило много споров, однако создатели Eclipse 500 вместо споров просто использовали нетрадиционную схему управления. Как отмечают эксперты, возможно, повлияло то, что нынешний председатель СД крупнейшего акционера Рул Пипер начинал свою деятельность с компьютерных компаний, а родоначальник идеи «воздушного такси» Верн Раберн был топ-менеджером компании Microsoft. «Как большой компьютер получил вызов от персонального компьютера, так и большие самолеты – от сверхлегкой авиации, – пояснил господин Пипер. – Если задача аэробуса – перевезти как можно больше людей из одного места в другое, то наша – перевезти как можно больше людей в разные места». Сравнив «Эклипс» с компьютером, господин Пипер отметил, что компания за счет новых технологий и стандартизации процессов максимально снижает стоимость самолета, чтобы приблизить его к персональному.

Новое авиасборочное производство станет вторым в мире заводом по производству Eclipse 500 (первый – в г. Альбукере, США). Компания рассматривала три страны-кандидата: Турцию, Чехию и Россию. «Мы пришли к выводу, что в России наилучшая авиационная история, наилучшая школа и самый большой потенциальный спрос с точки зрения ее экономического развития, – сказал председатель СД Eclipse Aviation. – Из всей России был избран Ульяновск, где хорошие авиационные традиции». На будущем заводе будет только сборка самолетов и их испытания. «Авиастар» пока в качестве партнера завода по производству комплектующих не рассматривается. «Правильно – размещать производство компонентов по всему миру сразу для обоих предприятий компании – как американской, так и российской», – сказал господин Пипер.

Московские авиационные аналитики считают, что Ульяновск выбран не случайно: здесь великолепная кадровая база, высшее авиационное училище, которое может стать местом обучения пилотов и технического состава, недорогая рабочая сила.

Сборочное производство будет вплотную примыкать к аэропорту «Ульяновск-Восточный», где также размещен летно-испытательный комплекс «Авиастара». В ближайшие месяцы одновременно с началом работ по строительству нового завода, начнется набор специалистов-самолетостроителей, которые должны будут пройти обучение в США. Компания планирует наладить производство самолетов в Ульяновске уже к IV кварталу 2008 года, в конце 2009 года пустить в эксплуатацию первые 50 самолетов, а к 2011-му – выпускать по 800 самолетов Eclipse 500 в год.

Сергей Степашин, председатель Счетной палаты РФ, которая готовила по просьбе Etirc экспертную справку о возможных площадках размещения завода, уверен, что спрос для будущего предприятия обеспечен, поскольку «уже сейчас очередь желающих купить Eclipse 500 в Европе растянулась на 5-10 лет вперед». То, что Ульяновск будет поставлять самолеты в Европу – это, по словам Степашина, огромное достижение и революция в авиастроении. «Когда Эклипс стоит миллион евро, а его аналог – 20 миллионов, то в спросе можно быть уверенным», – сказал он. «Обеспечен спрос и в России, где прежде сверхмалой авиации просто не было», – уверен председатель Счетной палаты. Однако пока российское авиационное законодательство не приспособлено к частным самолетам малой авиации, поэтому «необходимо будет в ближайшее время, в течение этого года внести в законы серьезные коррективы».

На вопрос об опасности перетока кадров с «Авиастара» губернатор Сергей Морозов сказал, что такой опасности нет – старые кадры, «испорченные советской формой обучения и старыми технологиями», браться не будут. «Здесь другие технологии, и основной упор будет делаться на молодежь, выпускников вузов», – отметил губернатор. Однако гендиректор EtircAviationRUS Николай Никифоров сказал, что настоящими самолетостроителями становятся после пяти лет работы на авиатехнике, а потому костяк кадров для сборочного производства будет подбираться из старой гвардии – опытных специалистов.

В разговоре Рул Пипер объяснил, почему так назван самолет. В переводе с английского Eclipse – «затмение». «Назвали так, потому что самолет бросает вызов существующей авиационной отрасли», – сказал он.

Затмить «Эклипс» может уже сейчас. На вопрос, как относится руководство самолетостроительного завода к планам будущего соседа, генеральный директор ЗАО «Авиастар-СП» сказал коротко: «Не в восторге». По словам источника в руководстве авиапредприятия, там обеспокоены тем, что в ближайшее время многие высококвалифицированные специалисты перебегут к американцам». Если кто-то хотел нас приостановить, то это и есть лучший метод», – сказал источник.