В аккурат перед выборами областная пресс-служба обрадовала. 21 февраля губернатор Сергей Морозов выступил с инициативой: провести «комплексную проверку ТАРИФОВ на коммунальные услуги, установленные органами местного самоуправления». Невинная, на первый взгляд, инициатива, оказалось, может окончательно ДОБИТЬ ульяновскую коммуналку…

Конечная цель инициативы, отмечается в сообщении, – защитить население «от необоснованного повышения тарифов», сделать процесс тарифообразования «максимально прозрачным и понятным». А жителей областного центра, как оказалось, в ближайшее время ждет «подарок»: пересмотр нормативов потребления воды и (о радость!) существенное снижение платы за горячую и холодную воду.

Не торопитесь радоваться!

Решение совещания, скорее всего, – очередной предвыборный ход. Впрочем, если сие мероприятие не имеет отношения к выборам, то дело обстоит еще печальнее. Я бы сказал, что ульяновской коммуналке – полная хана!

Немного подробнее о совещании. Правительство области провело выборочную проверку тарифов на коммунальные услуги в муниципальных образованиях области. Проверка установила, что при утверждении тарифов «чиновники ряда муниципалитетов допустили нарушения» (все, что закавычено, это цитаты из официального сообщения – Г. А.). Правительство решило «провести комплексную проверку тарифов на коммунальные услуги, установленные органами местного самоуправления». Проверку планируют закончить в двадцатых числах марта.

Кроме проверки, Морозов поручил разработать меры по «сдерживанию тарифов на ЖКУ». В качестве одной из мер на совещании было предложено пересмотреть действующие нормативы на потребление воды в Ульяновске. Участники совещания даже высказали мнение, что благодаря пересмотру нормативов плата населения «за услуги холодного и горячего водоснабжения может быть существенно уменьшена».

Коммунальный волюнтаризм

Итак, совещание решило проверить тарифы (!) на коммунальные услуги. Напомним, что к коммунальным услугам относятся: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Но муниципалитет устанавливает тарифы не на все услуги из этого перечня.

Муниципалитеты устанавливают тарифы только на холодную воду и водоотведение. На электроэнергию, тепло (а стало быть, и горячую воду), газ тарифы (и розничные цены) устанавливает областной комитет по регулированию цен и тарифов.

Доля коммунальных платежей, приходящаяся на услуги, тарифы на которые устанавливаются муниципалитетами, чрезвычайно мала.

Например, для ульяновской семьи из трех человек (проживающих в трехкомнатной квартире, оплачивающей за тепло в отопительный период, электроплита) доля затрат на коммунальные услуги такова: холодная вода – 6%, водоотведение – 9%. Так что, теоретически возможное снижение оплаты за эти услуги будет мизерным.

И совсем другое дело – снижение по тарифам, которые устанавливает областная власть. Доля в квартплате электроэнергии – 10%, горячей воды – 21%, тепла – 38%.

Тут начинается самое интересное. Ежегодно федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает пределы повышения для всех тарифов и размеров квартплаты. Повышать выше пределов, установленных ФСТ, нельзя! Но в Ульяновской области эти пределы зачастую перешагивают.

Рост тарифов, которые установила, например, ульяновская городская власть, ниже предела, разрешенного приказом ФСТ.

Однако тарифы на горячую воду и тепло (а для них предел повышения ФСТ установлен в 17,9%) на 2008 год область повысила от 20% (практически для всего населения области) до 23,4%. 23,4% – на тепло от ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Именно эти ТЭЦ дают тепло и горячую воду для Ульяновска.

Повторюсь, тарифы, доля которых в квартплате составляет почти 60%, установлены не муниципалитетами, а облкомцен! (Кстати, на упомянутом совещании присутствовал председатель облкомцен Александр Королев, и можно было бы сразу дать ему поручение по пересмотру тарифов.) Больше того, тарифы на тепло установлены не перед самым совещанием, а в июне-августе 2007 года! Или губернатор об этом не знал?

Странно, но почему-то участники совещания решили пойти по волюнтаристскому пути: пересмотреть нормативы потребления воды в Ульяновске. «В моем доме прошу не выражаться!» – сказал герой фильма «Кавказская пленница», услышав слово «волюнтаризм». Я бы тоже предложил губернатору быть осторожнее с нормативами. Иначе ульяновская коммуналка развалится еще быстрее. Почему?

Ударим нормативом по ЖКХ!

И убьём коммуналку! Потому что этот удар будет ниже пояса. Если кто-то думает, что высокая плата за горячую воду зависит только от норматива (а в Ульяновске он равен 3,9 тоннам на человека в месяц), то сильно ошибается. В Ульяновске при этом нормативе средняя стоимость ГВС на человека в месяц составляет 238 руб. А какой норматив и стоимость ГВС в соседних городах?

Норматив в Ижевске – 3,6 тонны, цена – 135 рублей в месяц. В Пензе – около 4,6 тонны при цене 159 рублей. В Саратове – 3,6 тонны, 210 рублей. В Казани – 3,18 тонны, 74 рубля. В Самаре – 3,4 тонны, 224 рубля. В общем, есть города, где норматив ГВС выше, чем в Ульяновске, но цена на человека в месяц ниже в два, а то и в три раза… А все потому что, чтобы холодная вода стала горячей, ее нагревают и транспортируют… То есть в стоимости ГВС львиная доля (до 80%) стоимости – это нагрев и транспортировка.

Чем дороже тепло, тем дороже горячая вода. А тариф на тепло устанавливает областная власть…

Кстати, о нормативе. Можно много спорить о том, выливает ли средний ульяновец в месяц на себя 3,9 тонны горячей воды. Но сегодняшний заммэра по ЖКХ Ульяновска Владимир Егоров еще в 2006 году опубликовал данные о потреблении ГВС, которые получили, установив общедомовые приборы учёта на нескольких домах города. Исследование с января по март 2004 года показало: реальное потребление ГВС составило 4,55 тонны (этот же факт подтверждают и сегодняшние УК). Это привело к перерасходу тепловой энергии больше чем в полтора раза. Разницу между оплатой населения по нормативу и фактической стоимостью потребленной воды (десятки миллионов рублей в месяц) оплачивал городской бюджет. Сегодня эти, так называемые выпадающие доходы, легли на плечи ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний (УК). Понятно?

Жители потребляют воды больше, чем оплачивают. Жители платят по нормативу, а ТСЖ, ЖСК и УК расплачиваются с поставщиками энергоресурсов по факту. А факт – это потребление больше нормативного. В результате у ТСЖ, ЖСК и УК возникает долг перед поставщиками. Снижение норматива приведет лишь к увеличению этой задолженности. В результате – ускоренный путь ТСЖ, ЖСК и УК к банкротству. Вот к чему может привести стремление снизить стоимость ГВС только за счет снижения норматива.

В той же статье Владимир Егоров писал, что спасение – в установке приборов учета (общедомовых и поквартирных). Цитата: «Муниципалитету необходимо разработать общегородскую программу по установке приборов учета потребления ГВС, изыскать средства, привлечь инвестиции, использовать финансирование федеральных программ». Вы думаете, что его услышали? Волюнтаризм родился не вчера… Кстати, весною 2007 года городская власть в срочном порядке пересмотрела бюджет и выделила на погашение выпадающих доходов почти 250 миллионов – накопившийся долг перед энергетиками. Иначе бы нам не видать горячей воды летом 2007 года. Что будет с горячей водою этим летом – пока неизвестно.

Идите вы… в Чебоксары!

В прошлом году депутаты (!) Чебоксар приняли четырехлетнюю программу по установке приборов учета тепло-, водоснабжения и терморегуляции в 1320 жилых домах (население Чебоксар – 430 тысяч человек, две трети Ульяновска).

255 млн. руб. на программу выделяет чебоксарский городской бюджет (сумма практически равна ульяновской, выброшенной из бюджета на выпадающие доходы в прошлом году). Плюс 30 млн. – управляющие компании. На эти деньги в Чебоксарах собираются установить на каждый дом приборы учета, терморегуляторы. Предусмотрены даже антивандальные устройства! В общем, программа позволит чебоксарцам упорядочить расчеты за отопление, горячее и холодное водоснабжение и тепло, обеспечит автоматическое регулирование потребления тепловой энергии на отопление и ГВС. Автоматическое, потому что общедомовой прибор учета комплектуется компьютером, блоком модемной связи и т.п. Срок реальной окупаемости при поэтапном внедрении программы – от 2 до 4 лет. И – никакого волюнтаризма!

Отличный документ. Не стыдно рекомендовать ознакомиться с ним всем участникам совещания 21 февраля…

От автора

21 февраля в совещании участвовали министры, главные люди правительства области по ЖКХ, мэр Ульяновска. Но почему-то на него не пригласили ни председателей правлений ТСЖ или ЖСК, ни директоров УК. Кстати, последние убеждены, что снижение норматива на воду (если оно произойдет) просто окончательно убьет их экономику. По выше описанным причинам… «Хотя бы мониторинг провели», – сетуют директора УК. А ведь потребление сверх норматива усугубляется еще и несоответствием фактической численности проживающих числу официально зарегистрированных в доме жителей. Прописаны, к примеру, в квартире, два человека, а живут пятеро. Платят по нормативу за двоих, а потребляют в два с половиной раза больше. И это, кстати, не все проблемы УК, из-за которых у них возникают громадные выпадающие доходы, которые оплачивать нечем. В одной статье всего не напишешь…

Инициативы с красивыми словами «прозрачность тарифов», «понятность» звучат вот уже три года. Больше того, есть даже областной закон, принятый почти два года назад, в котором требование «прозрачности» носит законный характер. И что?.. Стало прозрачнее? Были и другие «тарифные» инициативы. В феврале 2006 был взрыв, после которого почти вдвое снизили запланированное на 2006 год повышение тарифов. В марте 2006 года была инициатива проверить правильность расходования бюджетных средств в ЖКХ, а после 15 мая 2006-го обещали сообщить результаты. Не сообщили… В мае 2006-го родилась очередная инициатива – провести в области экономическую экспертизу тарифов. Опять – пустышка… В феврале 2007-го – очередной взрыв после повышения тарифа на электроэнергию для юридических лиц…

Сергей Иванович! Может, хватит инициатив? Может, выгоните из правительства всех «инициаторов», которые Вам в очередной раз свинью подкладывают?

Источник: “Новый Град Симбирск” от 28 февраля 2008 г.