В Ульяновске областным правительством создано ОАО «Развитие», основная цель которого – обеспечение недостающего залогового фонда представителям малого бизнеса, имеющим желание получить на свое развитие кредиты. Эксперты и предприниматели отмечают, что теоретически логичная схема залогового обеспечения может не сработать из-за малой залоговой базы и низкой ликвидности акций предприятия.

В феврале закончено оформление документов, связанных с увеличением уставного капитала ОАО «Развитие», созданного по инициативе областного правительства с целью внедрения новых форм поддержки предпринимательства и в первую очередь – для обеспечения недостающей залоговой базы при кредитовании субъектов малого бизнеса. В конце сентября минувшего года заксобрание Ульяновской области приняло решение об увеличении уставного капитала ОАО «Развитие», 100% акций которого принадлежит региону. Со 100 тыс. рублей, после передачи предприятию пакетов акций ряда ульяновских предприятий АПК, уставной капитал ОАО увеличится почти до 9 млн рублей.

В соответствии с новой региональной программой поддержки малого бизнеса парламентарии одобрили увеличение уставного капитала ОАО «Развитие», передав в него находящиеся в собственности области пакеты акций шести региональных ОАО, работающих в сфере АПК: «Чуфаровохлебопродукта» (16,49% принадлежит Ульяновской области), «Ульяновского экспериментального завода» (20,59%), «Старомайнагроснаба» (46,27%), «Засвияжского ремонтно-технического предприятия» (60%), «Агропромснаба» (70,92%) и «Ульяновского авторемонтного завода» (19,98%). Правда, у некоторых депутатов уже тогда возникли сомнения в эффективности такой передачи, поскольку передаваемые госпакеты акций уже выставлялись на аукцион и не нашли покупателей, к тому же некоторые из них находятся в «лежачем или полулежачем состоянии».

«Наше предприятие будет предлагать малому бизнесу услуги по обеспечению недостающей залоговой части до 50%, — сказал директор ОАО «Развитие» Алексей Кашин. – Сейчас мы регистрируем отчет о дополнительной эмиссии акций, и как только этот отчет будет у нас на руках, мы уже сможем идти в банки и говорить с ними: вот у нас есть имущество в виде акций, которым мы можем обеспечить дополнительный залоговый фонд». Регистрация дополнительной эмиссии займет еще около месяца, после чего и планируется начать деятельность «Развития» по основному направлению, ради которого оно и создавалось.

Как пояснил директор департамента развития предпринимательства правительства Ульяновской области Олег Гуляев, эта новая для региона форма поддержки важна для тех, кто имеет эффективные проекты развития, но не может получить в банке кредит из-за отсутствия достаточного залогового обеспечения.

Согласно данным областного департамента развития предпринимательства, в области действуют около 8,5 тыс. субъектов малого бизнеса. С 2007 года областное правительство оказывает поддержку малому бизнесу в получении кредитов путем компенсации процентов по кредитам в размере двух третей ставки рефинансирования Центробанка по приоритетным проектам деятельности (модернизация оборудования, инновации в производственной сфере). Из выделенных в 2007 году на эти цели 1,15 млн рублей потрачено 700 тысяч рублей для двух компаний: ООО «Молочный комбинат «Вита» и ООО «Большеключищинский рыбхоз». В 2008 году запланировано на этот вид поддержки 7,5 млн рублей. Первоначально планировалось, что пакет акций ОАО «Развитие» будет закладываться в банке под соответствующий денежный эквивалент в виде векселей этого банка, номиналом 100 или 200 тыс. рублей, которые и будут являться залоговой массой. Теперь, как пояснил господин Кашин, после консультаций с банковскими специалистами, от идеи векселей отказались. «Залоговой массой будет являться денежное выражение предлагаемого нами пакета акций, — пояснил директор «Развития». — Идеальным вариантом будет для нас, если банк согласится с предложенным номиналом пакета акций в 9 млн рублей, но может получиться, что придется соглашаться и на меньшую сумму. Дальше будут сформированы виртуальные денежные средства, которые дает нам банк, и которые останутся на депозитном счете в этом банке. И когда надо будет дать дополнительное залоговое обеспечение предпринимателю, часть этих виртуальных средств будет просто блокироваться».

По словам Олега Гуляева, заявки предпринимателей в ОАО «Развитие» на предоставление залогового обеспечения будут рассматриваться специальной конкурсной комиссией, приоритет будет отдаваться проектам, связанным с производством, направленным на техническое перевооружение, инновационные технологии. При этом предполагается, что услуга залогового обеспечения будет сколько-то стоить, поскольку согласно Гражданскому кодексу уставной целью акционерного общества является извлечение прибыли в интересах акционеров, а не безвозмездная поддержка предпринимательства. Однако стоимость услуг по поддержке не раскрывается. Вероятность того, что кто-то из получателей не вернет кредит и «Развитие» лишится части имущества в том или ином его виде, директор компании считает почти нулевой. «Во-первых, половина залога — имущество предпринимателя, во-вторых, мы будем следить за возвратом кредитов, мониторить деятельность получателей, и при первых же сбоях принимать меры, оказывать предпринимателю помощь, — сказал господин Кашин. — К тому же тщательную проверку и отбор будет вести не только банк, но и мы».

•Кредитованием малого бизнеса (в разных объемах и с разными требованиями) занимаются практически все банки, работающие в регионе. Специальные программы кредитования малого бизнеса имеют ульяновский филиал ЗАО «Банк ВТБ 24», филиал Национального Банка «Траст», ульяновский филиал «БИН-банка». Начал свою работу в

этом направлении ульяновский офис ЗАО АКБ «Экспресс — Волга».

По оценкам специалистов филиала «БИН-банка», потенциальная емкость рынка кредитования юрлиц Ульяновской области более 20 млрд, из них емкость рынка кредитования малого бизнеса (потенциальный объем кредитов) составляет от 4 до 8 млрд рублей. Аналогично оценивают рынок по 2007 году в филиале Национального банка «Траст», специалисты которого считают, что «потребность малого бизнеса Ульяновской области в кредитных ресурсах оценивается на уровне 8-9 млрд рублей».

Банковские специалисты отмечают, что предложенная «Развитием» схема – ничто иное как форма залога акций. «Более реально, если в качестве залоговой базы будут объекты недвижимости, — пояснил заместитель начальника отдела кредитования малого бизнеса ульяновского филиала «ВТБ-24» Николай Силов. – А под залог акций у нас нет продукта, с акциями мы не работаем». По словам господина Силова, существует более простая схема поддержки при кредитовании, по которой банк работает с Фондом поддержки малого бизнеса при правительстве Москвы. Там фонд берет риски на себя и, анализируя бизнес-проекты, выступает поручителем при условии, что 30% залога обеспечивает заемщик.

Так что пока эксперты в работоспособности данной схемы сомневаются, поскольку саму недвижимость предприятий, акции которых переданы «Развитию», использовать в качестве залога невозможно, даже если «Развитие» имеет контрольный пакет. Сами акции не дают банкиром никакой гарантии их ликвидности, особенно если учесть, что финансовое состояние упомянутых предприятий АПК оставляет желать лучшего. Так, в «БИН-банке» отметили, что акции в качестве залога также не принимают, возможен только вариант использования векселей самого банка. То же самое заявили в банке «Венец», отметив, что даже недвижимость в залог берется только высоколиквидная, «а разрушенные цеха вряд ли кто будет рассматривать». В Главном управлении Центробанка РФ по Ульяновской области пояснили „Ъ“, что «теоретически вариант дополнения залоговой базы через ОАО «Развитие» возможен, однако надо, чтобы акции предприятия были высоколиквидными».

Сами предприниматели утверждают, что идея залогового обеспечения правильная, потому что нередко именно отсутствие залога или поручителя не дает возможности взять кредит, достаточный для реализации эффективного проекта. «Помогать малому бизнесу надо бы как в Германии, где можно взять — 9 млн евро без всякого залога, причем 80% риска берет на себя государство, — пояснил член консультационного совета по предпринимательству, директор «Средневолжской промышленной компании» Владимир Потапов. — Но у нас при залоговой базе в 10 млн рублей объем кредитов, который может быть не больше 7-8 млн рублей, а это мизер. Как быть, если только один станок стоит 3 миллиона?»

Директор «Развития» не отрицает, что залоговая база слишком мала для Ульяновской области, но считает, что в этом году главное – попробовать технологию. Потом, в 2008 году, будет создан еще бизнес-инкубатор, который своей недвижимостью тоже войдет в состав «Развития», увеличив его залоговую базу. Однако конкретные сроки создания инкубатора в правительстве региона называть отказываются.

Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Владислав Кочетков пояснил „Ъ“, что, как правило, в России используются другие модели, когда малый бизнес получает кредиты под поручительство государства, «а специальные компании, которые создаются в качестве залогового фонда, создаются редко». «Тем не менее эта форма тоже рабочая, и она нужная, потому что известно, что недостаток залогового обеспечения — одна из основных проблем малого бизнеса, — сказал господин Кочетков. — Риски малого бизнеса велики, поэтому банки либо не дают кредиты без залогового обеспечения, либо дают под очень высокий процент, тем самым загоняя малый бизнес в так называемую банковскую кабалу». Тем не менее аналитик отметил, что ульяновская модель может быть рабочей, если есть хорошее обеспечение в виде недвижимости, однако активы такого предприятия в виде уставного капитала должны начинаться как минимум с трех миллиардов рублей. По его словам, на Западе, где сильно развит банковский сектор и велика конкуренция, таких проблем нет. Поручительство по кредитам, когда государство в случае невозврата кредита компенсирует часть долга, в Европе распространено. «В целом ряде стран кредиты до 10 млн евро выдаются под такое поручительство, и ставка по ним невысокая», — рассказал Владислав Кочетков.