Если отключить полный привод, «УАЗ» начинает вести себя как обычный заднеприводный автомобиль

Не то чтобы я не знал той джиперской истины, что чем мощнее внедорожник, тем дальше идти за трактором. Но искушение, искушение… И вот – все так печально закончилось. Вокруг, насколько хватает глаз, заснеженные поля Татарстана, до дороги, с которой всего десять минут назад я так неосмотрительно съехал, метров триста. А внедорожник – ни туда ни сюда… Трясется, как старый холодильник, а не с места. Впрочем, я же и летел сюда за приключениями – вот они! И снега – полные ботинки.

А за три часа до того, сидя на борту летящего в Ульяновск турбовинтового «Сааб», я все время полета наблюдал, как от вибрации из кожуха правого двигателя лайнера выкручивается винтик… Из гнезда он выпал при посадке. К чему это? Да к тому, что испытывать предстояло автомобиль отечественного производства, первый экземпляр которого сошел с конвейера в 2005 году. Автомобиль – это и на самом УАЗе признавали – получился сырой. Доводили его до кондиции два с лишним года – с января 2008-го с конвейера, как нам сообщили, сходит практически новый автомобиль. Однако все-таки это «мэйд ин Раша». А потому, наблюдая за тем, как винтик медленно покидает свое гнездо, я старался думать не о том, чем это чревато для безопасности полета, а что же именно в первую очередь сломается в новом UAZ Patriot – именно так, латиницей. В памяти еще была жива презентация обновленной «Волги», у которой уже через полчаса развалился гидроусилитель руля.

Забегая вперед, скажу: ни одно из моих опасений не подтвердилось. Конечно, над машиной еще работать и работать – как говорится, поле непаханое. Но это все-таки уже не тот «Патриот», что сошел с конвейера в 2005-м. И уж, конечно, не «Симбир» УАЗ3160. И тем более не тот «козел», к которому привыкли охотники и рыболовы.

В 2008 году «Патриот» перенес очередную долю пластических изменений и «операций на сердце». Конструкторы внедорожника объявили, что то, что было раньше, и то, что получилось теперь, – небо и земля. Не могу это подтвердить, так как на «Патриоте» первого поколения не катался. Но желание проверить, что новый «УАЗ» собой представляет, было давно. И тут – такая удача!

Приключение начинается

Завод пригласил поучаствовать в экспедиции «Берегами Волги. Ульяновск–Казань-2008». Ну, экспедиция не экспедиция – но без малого 300 километров по местам, зимой относительно непроезжим. Дороги Ульяновской области и Татарстана – это не подмосковные магистрали. Прошел раз в неделю бульдозер – и хорош.

В аэропорту Ульяновска уже ждали семь новеньких UAZ Patriot. Действительно, новеньких – на одометрах от силы 50 километров пробега и, по заверениям устроителей, не несших в себе никаких «особых» элементов и «специальной сборки». Ну-с, и что там внутри?.. Салон, конечно, грубоватый, встречающий водителя незабываемым запахом фенола. Но сиденья, очень удобные как по форме, так и по набору регулировок. Даже сиденье регулируется по высоте. Для «УАЗ», кажется, чудо. Но, как оказалось, на «Патриот» просто ставят сиденья от SsongYong Raxton – его «Северсталь» выпускает в Набережных Челнах, на бывшем заводе малолитражных автомобилей.

Рулевая колонка регулируется по высоте, так что найти оптимальное положение за рулем просто. Педальный узел – почти «легковой», педаль акселератора даже слишком чувствительная. Она с блоком электронного управления Bosch, так что с дроссельной заслонкой никакими тросами она не связана. Система зажигания – тоже Bosch, так что двигатель завелся – причем весьма мягко – с полоборота.

Самое время осмотреться повнимательнее. Приборная панель простенькая, но аккуратная. Спидометр, одометр, простенький трип-компьютер… Электронный датчик показывает состояние привода. Если ненароком перекрутишь двигатель, противненький зуммер напомнит, что пора переключать передачу. Регулировка микроклиматом тоже без изыска – три верньера: скорость, температура и направление обдува. Есть кондиционер и возможность регулировать частоту работы стеклоочистителя.

Печка мощная. Раньше на «УАЗ» ставили два отопителя: основной и вспомогательный, для задних пассажиров. И все равно «Патриот» внутри «потел». Итальянские инженеры два года мудрили, но с проблемой справились. Теперь и дополнительный отопитель не нужен.

Свободного места в машине очень много. Есть емкости под передними и задними сиденьями. В багажном отделении – пристежные полки: можно еще четверых перевезти.

Там где пехота не пройдет

Началась экспедиция прямо на летном поле. За три часа предстояло преодолеть около 150 километров с двумя «чек-пойнтами». Чтобы все было «по правилам», каждому экипажу выдали по роудбуку – точной «легенде», рассчитанной с точностью до пяти метров. Как потом выяснилось – не вполне точной. Но этим-то как раз грешат все тест-драйвы такого рода. Первый пункт нашелся без труда, а вот до второго пришлось добираться дольше, чем планировалось.

Началось все с желания сфотографировать новый автомобиль в каком-нибудь необычном антураже. Места, обозначенные на карте значком с фотоаппаратом, не радовали. Может быть, потому что изыскивались эти точки в морозные солнечные дни. Мы же попали в Ульяновскую область, когда столбик термометра поднялся до плюс пяти, дали терялись в туманной дымке… Не лепота, одним словом.

Искомое место было найдено на 90-м километре, сразу за деревенькой Киртели. Посреди поля чернели какие-то овины, сараи, весовая, силосные ямы… Одним словом, чудный антураж! К которому от дороги вела снежная колея. Из салона она казалось не слишком опасной. Врубаю полный привод – и вперед! «Патриот» весьма резво прокатился по первой полусотне метров. И начал пробуксовывать. Перешел на пониженную передачу. Мотор ревел, колеса крутились, и «УАЗ», поворачиваясь то одним, то другим боком, упрямо полз вперед. Неприятность случилась метров через двести. Раздался звонок мобильного телефона, я на секунду отвлекся от дороги – и внедорожник сошел с колеи, зарывшись по ступицу в мокрый рыхлый снег. Попытка раскачать автомобиль ни к чему ни привела. Оказалось, под 70-сантиметровым слоем снега – еще и слой соломы, по которому обычные шоссейные, хоть и шипованные покрышки Nokian Hakkapeliitta 5, просто скользили. Все. Сели… Опытный «уазист» наверняка на этом месте скажет: так надо было вылезать из машины и ставить на передних ступицах «хабы» (особые рычаги) в положение «блокировка муфты» – тогда передние и задние колеса перестали бы проскальзывать. Но обновленный Patriot – слишком уж гражданский. Даже диски у него – легкосплавные. И никаких муфт с блокировками на нем нет! Их нужно заказывать как дополнительную опцию. А без блокировки…

На сигнал по рации тут же прибыли три экипажа. Вот только помочь бы они ничем не смогли, разве что цепочка застрявших «УАЗов» стала бы длиннее. Кстати, оказалось, что еще один экипаж, торопясь нам на помощь, тоже чуть не попал в ловушку. Машина при развороте съехала правым бортом с обочины в сугроб – пришлось звать на помощь «Урал» с тросом.

Впрочем, нам не понадобились ни полноприводный грузовик, ни трос. На место прибыла команда спасателей с лопатами и дядя Володя – водитель-испытатель завода. Володя лишний раз показал, наскольковажна прокладка между рулем и сиденьем. Сперва он преодолел оставшиеся до овинов 100 метров, а затем выкарабкался – пусть и не с первой попытки – на твердый асфальт.

Экспедиции не кончаются

До привала на берегу Куйбышевского водохранилища оставалось проехать еще километров 60, так что было время и обратить внимание на ходовые качества UAZ Patriot. На машине стоит гидроусилитель руля Delphi, однако даже он не спасал от «ударов», передаваемых через подвеску с неровностей дороги. И при этом приходится постоянно подруливать – корректировать направление движения. Справиться с этим явлением практически невозможно. У «УАЗа» передняя подвеска – зависимая, обычный неразрезной мост типа «спайсер» со шкворнями. Так что на повороты руля внедорожник реагировал и будет реагировать примерно так же, как и «Волга». Правда, если отключить полный привод, «УАЗ» начинает вести себя как обычный заднеприводный автомобиль. И «Патриот» не доставляет особых проблем даже на скорости 140 км/ч.

Неудобств несколько. Одно из них – обзорность. Как и у большинства внедорожников, заднее стекло «УАЗа» быстро загрязняется. А подрулевой переключатель включается, мягко говоря, жестко. Более того: надо приложить к рычагу немалое усилие, чтобы включить дворники. И такое же, чтобы их выключить. А штурмуя водные преграды, «УАЗ» не рассекает воду, а как бы выталкивает ее из-под себя. Причем с такой силой, что на машину обрушивается целый водопад грязи.

Время подвести предварительный итог. Процесс тем более приятный, что происходит на берегу Волги под запах горящих поленьев, а пальцы обжигает стаканчик с кофе… Итак, для автомобиля, которому всего три года от роду, UAZ Patriot очень даже не плох. И покупатель голосует за него – рублем. А конструкторы тем временем обещают, что процесс усовершенствования конструкции будет продолжаться. Причем такими темпами, что в 2009 году мы снова увидим «практически новый автомобиль». Заманчиво было бы попасть в очередную экспедицию.

…Хотя что это я! И эта экспедиция еще далека от завершения. Впереди были еще 150 километров пути – до горнолыжного курорта «Казань». И если на этом пути ничего необычного не произошло, то, скорее всего, потому, что я стал больше доверять «УАЗу».

История UAZ Patriot – если считать с появления первого эскиза – насчитывает без малого четверть века. В середине 80-х годов на берегах Волги решили разработать «внедорожник с человеческим лицом», который должен был прийти на смену чересчур военизированному и простому «УАЗ-469» (который, в свою очередь, родился в 1973 году). Тот, в свою очередь, вел родословную от армейского «козлика» «ГАЗ-69»: его производство перевели из Нижнего в Ульяновск в середине 50-х годов.

Для разработки нового имиджа пригласили дизайнеров АвтоВАЗа. Что у них получилось?.. Получился «Симбир» – правда, только в конце 90-х годов. Скажем так: в облике нового «УАЗ» было много от «ВАЗ-2110». Однако вазовские конструкторы оплошали: машина получилась практически квадратной формы, со слишком высоко расположенным центром тяжести, отчего автомобиль получился неустойчивым. Стало ясно, что надо увеличивать колесную базу, изменять габариты, делать дизайн более современным, не говоря уже о «начинке».

Правда, неизвестно, что бы из этого вышло: на рубеже веков УАЗ находился в не самом лучшем состоянии. И если бы не нашелся частный инвестор… В общем, в производство «вложился» холдинг «Северсталь». На заводе установили новый плавильный комплекс фирмы АВВ (Германия) и окрасочную линию Eisennman, на тот момент не имевшую аналогов в России. Первым успешным продуктом стал UAZ Hunter («Охотник»), однако это был все тот же 469-й. А вот первой самостоятельной разработкой – «Патриот». Впервые армейский внедорожник получил цивильный салон «с удобствами». Был даже подстаканник на передней панели. Правда, при первом же использовании подстаканник вылетал… из своего гнезда и обычно приземлялся на заднем сиденье. Или же – открывался, но не закрывался… Пластик салона тоже не мог похвастаться однородностью. Задняя дверь провисала… Но это было не самое страшное. Хуже было то, что крышка редуктора переднего моста оказалась хлипкой: при ударах о кочки она прогибалась, и редуктор терял масло. Были проблемы с системой охлаждения, через вентиляционные отверстия вода порой попадала в салон.

К 2007 году от большинства «детских болезней» заводу удалось избавиться. Прежде всего – сменой поставщиков. Для частных инвесторов годами наработанныесвязи – пустой звук: не умеешь работать качественно – до свидания.