ФСБ отбирает лучшие произведения, посвященные своему ведомству

Российская спецслужба дала старт новому этапу ведомственного конкурса. В номинациях по литературе, кино, изобразительному искусству, журналистике в конце года будут в очередной раз объявлены победители.

Лауреатами конкурса ФСБ в разные годы становились известные актеры, писатели, скульпторы. Призы и денежные премии в размере ста тысяч рублей вручаются за талантливое и правдивое отображение деятельности контрразведчиков.

Некоторые секреты конкурса корреспонденту “РГ” раскрыл архитектор Вадим Кириллов, получивший первую премию в архитектурной номинации за 2007 год.

Российская газета: Вадим Игоревич, вы получили премию вместе с вашим братом за памятник Герою России Дмитрию Разумовскому, бойцу спецподразделения “Вымпел”, который погиб в Беслане. Вы изначально знали, что, выполняя заказ спецслужб, можете победить и в конкурсе?

Вадим Кириллов: Нет, конкурсная премия стала дополнением к нашему гонорару за памятник. Приятным, но крайне неожиданным. Когда мы начинали работу, то вообще не знали о существовании такого конкурса.

РГ: То есть вы прежде вообще не сотрудничали и не общались со спецслужбами?

Кириллов: Нет. Мы люди творческие и всегда были далеки от спецслужб. В архитектуре не новички, приходилось делать работы на выставки и под заказ. Например, мы готовили барельеф святого Романа Рязанского на южном фасаде храма Христа Спасителя.

РГ: Как у вас родилась идея памятника спецназовцу?

Кириллов: После того как Дмитрий погиб, о его подвиге я узнал от своих знакомых, которые знали кого-то из его родственников. Эта история произвела на меня сильное впечатление. Дмитрий был в звании подполковника, он руководил операцией спасения бесланских детей. Но когда в школе произошел взрыв и началась стрельба, он и сам бросился в пекло. Погиб Разумовский не при штурме, его убил снайпер двумя выстрелами со второго этажа школы, когда Дмитрий выносил из горящего здания девочку. Он погиб, а ребенок выжил. Офицер спас ее ценой своей жизни. Его память мы решили увековечить в родном ему городе Ульяновске.

РГ: Идея композиции памятника принадлежит вам или был именно такой заказ?

Кириллов: Общую идею мы почерпнули от однополчан Дмитрия. А художественное решение было полностью за нами. В памятнике воплотилась задумка солнечного затмения наоборот. Солнечный круг – это “добро”, оно частично перекрывает темное “зло”, и оттуда выходит боец с ребенком на руках. Два разрыва в золотом круге символизируют две пули, сразившие Дмитрия.

РГ: Как же ваша работа попала на конкурс?

Кириллов: Памятник открывали 1 сентября прошлого года. К нам неожиданно подошли сотрудники управления ФСБ по Ульяновской области. Они спросили, не станем ли мы возражать, если наша работа будет представлена на их ведомственном конкурсе? Прошло какое-то время, и в декабре в нашей мастерской раздался звонок. Те же люди из Ульяновска сообщили нам о победе.