В Ульяновской области нашли личный дневник шофера Дзержинского

Продолжение. Начало в «толстушке» за 28 февраля.

Встреча с Лениным

«В конце августа 1918 года в Москве Фанни Каплан стреляла в Ленина и ранила его. Он выходил с собрания на заводе Михельсона к своей машине. Дзержинский в это время был в Петрограде и срочно приехал в Москву. Мой шеф очень переживал за здоровье вождя, постоянно навещал его в Кремле, в здании Совнаркома, где лежал Ленин. Мы всегда подъезжали тихо, без всяких сигналов. А после выздоровления я несколько раз лично возил вождя.

Первая встреча с Лениным запомнилась надолго. Однажды Дзержинский сказал, чтобы я поехал к Совнаркому. Мол, там выйдет один товарищ и спросит, наша ли это машина. С ним ты и поедешь туда, куда он скажет. И я отправился к Совнаркому. Там меня уже ждал мужчина. Он спросил: «Это машина Дзержинского?». Когда получил утвердительный ответ, сказал, мол, сейчас я зайду за одним товарищем и мы вместе поедем в гостиницу «Метрополь», вы нас там у входа подождете.

Из здания вместе с товарищем вышел невысокий мужчина. Я сразу узнал его. Это был Ленин. Он сел на переднее сиденье рядом со мной и поздоровался. Я отвез их в гостиницу, где они пробыли минут 20. А потом – снова в Кремль. После этого мне еще несколько раз приходилось ездить с Лениным. Однажды я возил Ленина в Сокольники в театр «Тиволи». Там Ильич выступал на собрании. Мне даже довелось немного послушать его выступление. С разрешения личной охраны Ленина я отошел от машины, а один из охранников в это время сторожил мою машину… В зрительном зале собралось много народа, яблоку негде было упасть! Присутствующие с затаенным дыханием и большим вниманием слушали речь Ленина. Он говорил очень проникновенно, его слова доходили до глубины сердца. Невозможно было не поверить этому человеку!»

Мы с Ильичом – волжане

«И еще одна поездка. Я подал машину в Кремль к Совнаркому. Ленин сел впереди, рядом со мной, а охранник – на заднее сиденье. Мужчин показывал, куда ехать. Но что-то перепутал, и мы остановились в середине Зубовского бульвара. Товарищ побежал искать нужный дом, а Ленин вышел из машины и начал прогуливаться по аллее. Фактически в этот момент он остался без охраны. Видя такое положение, я запер машину и отправился за ним. Владимир Ильич минут десять походил по аллее, затем пришел товарищ, и мы снова поехали. Через секунду вождь спросил: «Что это вы машину оставили? Вдруг бы ее угнали?» А я ответил ему: «Машина была закрыта, а ваша жизнь дороже всякой техники. И я, как* и товарищ, за вас отвечаю». Тогда Ленин улыбнулся и продолжил: «А вы сами откуда будете?». Я ответил, что из Царицына, города на Волге. «Значит, мы с вами волжане, – заулыбался Ленин, – а родители где живут?». «Моя мама с тремя маленькими сестрами живет в Царицыне, а отец прожил вместе с семьей 27 лет и ушел от нас. Сказал, что характерами не сошлись». «И как же они?» – спросил заинтересованно Ленин. «Мама работает, содержит всю семью, а отец ничем не помогает». – «Это нехорошо!» -тут же ответил Владимир Ильич. В это время мы доехали до места, где Ленин выступал. После мероприятия я отвез его обратно в Кремль».

Продолжение читайте в следующей «толстушке» за 13 марта.