Если приговор Димитровградского городского суда останется без изменений, то Андрей Петрович Пазьбин, 31-летний директор ООО «Техносвязь», депутат городского Совета депутатов, председатель местного отделения партии «Справедливая Россия», проведет в колонии общего режима шесть лет и уплатит в доход государства штраф в размере 300 тысяч рублей.

Такого приговора, правда, многие, кто следил за ходом расследования и рассмотрения этого дела, не ожидали. Справедлив ли он – рассуждать не нам. Юристы-профессионалы, комментируя этот прецедент (а это именно прецедент) неофициально, просто советуют внимательно читать Уголовный кодекс.

Взят под стражу

4 марта. Димитровградский городской суд. В два часа дня в зале заседаний №7 началось оглашение приговора по делу Андрея Пазьбина, обвиняемого в покушении на мошенничество. Председательствующий на процессе судья Николай Герасимов (заместитель председателя суда) около часа зачитывал приговор. Участники процесса и публика слушали его стоя. Подсудимый, который находился под подпиской о невыезде, а значит, занимал место в первом ряду, а не в отдельном помещении, огороженном железной решеткой, за это время несколько раз оглядывался на своих близких: родителей, жену, друзей. Его мать и отец слушали слова судьи, склонив головы. Какие чувства они испытывали при этом, догадаться нетрудно. Скромно одетые люди, зная, что в зале заседаний работают корреспонденты нескольких СМИ города, просто забыли об этом.

Как мне показалось, еще до оглашения приговора (утром 4 марта уже прошли прения, и гособвинитель Сергей Индирейкин просил суд назначить подсудимому реальное лишение свободы сроком в шесть с половиной лет) Андрей Пазьбин был готов выслушать обвинительный вердикт. И он знал, что его возьмут под стражу в зале суда.

Об этом говорил и судья, из речи которого любой, хоть немного знакомый с формулировками юристов, уже мог понять, что реального наказания не избежать.

Виновен, невозможно исправление без изоляции от общества, реальное лишение свободы, изменить меру пресечения с подписки о невыезде на взятие под стражу. В зал судебного заседания вошли судебные приставы, которые, позволив осужденному надеть куртку, защелкнули на его руках наручники. Этот звук слышу не в первый раз, но привыкнуть к нему не могу. Для меня Пазьбин – посторонний человек. Он совершил преступление. Однако при этом звуке у меня дрогнула рука, и выпала шариковая ручка.

Осужденного вывели из зала заседаний под конвоем. У него и его адвоката есть время на обжалование приговора в вышестоящий суд.

Коррупционный скандал

Депутат, один из лидеров отделения партии «Справедливая Россия», попался на мошенничестве. Об этом в начале августа сообщила наша газета и все СМИ области.

К громким коррупционным скандалам мы уже привыкли. Сколько чиновников высокого ранга в стране уже осуждено. Не обошли стороной эти скандалы и Ульяновскую область. Летом 2007 года сотрудники Федеральной службы безопасности задержали димитровградского депутата Андрея Пазьбина. Управление ФСБ России по Ульяновской области сообщило, что 1 августа 2007 года сотрудниками управления задержан депутат Совета депутатов муниципального образования «Город Димитровград» А.П.Пазьбин, 1976 года рождения, в связи с его причастностью к вымогательству денежных средств у жителя Ульяновской области.

В ходе оперативно-розыскной деятельности было установлено, что Пазьбин вымогает денежные средства в размере одного миллиона рублей у представителя игорных заведений «Вулкан» за возможность продолжения их деятельности в Ульяновске и Димитровграде.

1 августа Пазьбин назначил предпринимателю встречу, в ходе которой тот по предложению Пазьбина положил 260 тысяч рублей в автомашину «Рено» под управлением С.К.Шляхтина, 1959 года рождения, сотрудника ООО «Бояре», выступившего в качестве посредника при передаче денег. (Шляхтин ранее судим по статьям 115, 116, 119 УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью, за побои, за угрозу убийством или причинение тяжкого вреда здоровью.)

При получении этой суммы денег Шляхтина задержали с поличным. Пазьбин же скрылся с места преступления, но также был задержан сотрудниками УФСБ на трассе «Димитровград-Ульяновск» в районе Мулловки Мелекесского района.

Факт передачи денег был задокументирован, материалы переданы в прокуратуру Ульяновской области. В областной прокуратуре сообщили, что в отношении депутата Совета депутатов Димитровграда Андрея Петровича Пазьбина, задержанного сотрудниками ФСБ, возбуждено уголовное дело о покушении на мошенничество. Пазьбин, желая незаконно обогатиться, предложил ООО, занимающемуся игорным бизнесом, за материальное вознаграждение в размере миллиона рублей отказаться от предпринимаемых им, депутатом, действий по формированию в отношении фирмы негативного имиджа в средствах массовой информации и обществе…

Совет депутатов редеет

Напомним, что Андрей Петрович Пазьбин победил на дополнительных выборах в Совет депутатов Димитровграда третьего созыва по одномандатному округу №22 8 октября 2006 года. Он стал 25-м депутатом горсовета. К тому же Андрей Петрович является председателем местного отделения партии «Справедливая Россия», сторонники которой в июле 2007 года устраивали пикеты протеста у игорных заведений фирмы «Вулкан». Дело в том, что именно в это время правоохранительные органы города начали проводить мероприятия по упорядочению деятельности игорного бизнеса. А так как эта тема имела большой общественный резонанс («однорукие бандиты» уже давно стали раздражителями для народа), лидеры партии не упустили шанс поучаствовать в акции протеста. Как видим, Пазьбин также решил воспользоваться ситуацией.

Кстати, он уже не первый депутат в городском Совете, попавший в поле зрения правоохранителей. Если помнят наши читатели, одного из депутатов уже лишили этого статуса после вступления в силу приговора Димитровградского городского суда. Юрий Васильевич Руднев был осужден судом 19 февраля 2007 года за аналогичное преступление. Приговор суда вступил в законную силу в середине апреля. За получение 12 тысяч рублей депутата приговорили к штрафу в 40 тысяч рублей.

Партиец

Ничего плохого я личного не испытываю к партии «Справедливая Россия». Симпатичен мне и ее лидер – питерец Сергей Миронов. Глубоко уважаемые люди, прежде всего, любимые народом артисты, также поддерживают ее. Знали бы они, что происходит в глубинке…

Кто-то пытался обратить дело Пазьбина в политическое. Но оно чисто уголовное. Тем не менее, Пазьбин всеми способами тянул время, чтобы приговор не прозвучал перед выборами в Законодательное Собрание области, ведь конкурентом мэра Димитровграда был его однопартиец.

Суд начался в середине января. И при желании можно было использовать это событие в качестве черного пиара. Но этого никто не сделал. Да и сотрудники правоохранительных органов не комментировали эти события.

Скажете, при чем тут выборы? Дело в том, что в уголовном деле не раз фигурируют фамилии «справедливоросов» Лядвейкина и Родионова. Правда, даже в свидетели они не вышли. Да и на выборах не победили: ни в областную думу, ни в самарскую мэрию. Хотя денег было затрачено немало!

Роковые 50 тысяч

Материалы уголовного дела – вещь упрямая. К ним мы будем обращаться не раз.

Андрей Петрович, инициировавший проверки игровых залов, просил за невоспрепятствование их деятельности по 250 тысяч за каждый клуб (речь шла о четырех заведениях Димитровграда и Ульяновска). Якобы, конкуренты «Вулкана» обещали ему больше. Но потом к миллиону рублей он прибавил энное количество денег. Человек, который вел с Пазьбиным переговоры, несколько раз уточнял – сколько? Сначала Пазьбин говорил – сколько не жалко. Потом, наконец-то, всплыла цифра – 50 тысяч рублей. И она стала роковой. Дело в том, что при мошенничестве сумма больше миллиона рублей – это уже особо крупный размер. Если бы не эти деньги, то часть третья статьи 159 УК РФ, предусматривающая санкцию до шести лет лишения свободы, позволила бы ему рассчитывать на более мягкий приговор. Но свыше миллиона – уже до десяти лет. 50 тысяч стали роковыми для Андрея Пазьбина.

Материалы уголовного дела

Помощник прокурора Димитровграда, гособвинитель на этом процессе Сергей Индирейкин рассказал, что Андрей Петрович Пазьбин, 1976 года рождения, кроме всяких должностей является еще и отцом малолетнего ребенка. Кроме того, его жена беременна. Пазьбин не судим. Имеет высшее образование. Директор фирмы. Руководитель местного отделения партии. Депутат. Облеченный всеми этими званиями и должностями, он, начиная с начала июля 2007 года начал предпринимать действия, направленные на хищение денежных средств у ООО «Мегатрон» путем обмана. Депутат инициировал проверку игровых залов «Вулкан». По его запросу в дело вмешались сотрудники милиции. Тогда же в город были вызваны сотрудники охранной службы «Симбирский легион» – охранники «Мегатрона» прибыли в Димитровград, чтобы разобраться с ситуацией. В наш город приехал и заместитель директора фирмы Дмитрий С. Он пришел в милицию. Пазьбин и Лядвейкин, как депутаты, общались с ним. Но на этом дело не закончилось. Пазьбин взял у Дмитрия номер сотового телефона. Договорились встретиться на следующий день: Андрей Петрович позвонил и сказал: мол, приезжай, есть разговор. С. приехал один. В общественной приемной депутата Лядвейкина на улице Московской Пазьбин в присутствии однопартийца сказал, что они предпримут все меры, чтобы закрыть игровые залы «Вулкан»: организуют пикеты, митинги. Но потом вдруг заявил, что вопрос решаемый: чтобы не произошло закрытия заведений, нужно просто заплатить.

23 июля они вновь встретились – в кафе «Усадьба» в Димитровграде. Пазьбин уже четко определил сумму: конкуренты ему предлагают за закрытие клубов «Вулканов» по 300 тысяч рублей за каждый. Если за эти клубы С. отдаст по 250 тысяч за клуб, то он, депутат, не будет направлять запросы, не будет и пикетов.

После этого предприниматели обратились в ФСБ. Началась разработка мероприятий. Суд дал разрешение на запись всех переговоров. С. согласился отдать деньги. Произошла еще одна встреча. 25 июля в кафе «Гуливер» в Димтровграде. С. привез 260 тысяч рублей. Пазьбин не взял деньги, мол, нужна вся сумма целиком – миллион рублей. Тогда С. предложил встретиться позже. На протяжении недели Пазьбин торопил, периодически звонил по телефону и говорил «Будут проблемы!». 1 августа они договорились о встрече вне пределов Димитровграда.

В кафе «Онако-комета» в Чердаклинском районе она состоялась. Пазьбин приехал не один. Шляхтин был на другой машине – на «Рено». Пазьбин приехал на личной «Тойоте». Шляхтин знал, что едут за деньгами, но не знал – за какими.

С. привез 260 тысяч рублей и сказал об этом Пазьбину. Последовал вопрос: «Когда остальные?» «2 августа привезу 740 тысяч плюс 50 тысяч рублей». 50 тысяч Пазьбин просил «пионерам», то бишь пикетчикам, в качестве премии, а также для него самого. Как договорились, Дмитрий положил деньги в машину «Рено» к Шляхтину. Около поселка Мирный эту машину остановили сотрудники ФСБ. Деньги (52 купюры по пять тысяч рублей) были обнаружены в кармане Шляхтина. Пазьбина же на «Тойоте» задержали в районе Мулловки.

Гособвинитель Индирейкин говорит, что после окончания расследования дело о покушении на мошенничество прокуратура Димитровграда направила на дополнительное расследование, не согласившись с объемом предъявленного обвинения: изначально 50 тысяч рулей не вменялось в ответственность. Поэтому не случайно после в обвинительном заключении, а потом и в приговоре суда появилась формулировка: виновен в покушении на мошенничество, совершенном в особо крупном размере. Также был установлен и корыстный мотив преступления, хотя Пазьбин заявлял, что деньги – миллион рублей – он хотел направить на развитие детского спорта, вообще на детей, чтобы укрепить престиж партии. Но эта версия в суде не подтвердилась.

Его однопартийцы фигурировали в деле. В переговорах, записанных в ходе оперативно-розыскных мероприятий, в ходе прослушки, на которую суд дал санкцию, звучала не раз фамилия «Родионов», а также имя-отчество «Михаил Юрьевич». Во-первых, именно Михаил Юрьевич обозначал сумму – единицу, то бишь миллион. А когда в «Гулливере» зашла речь о способе передачи денег, он же, Михаил Юрьевич, сказал, что перечислить их нужно на расчетный счет «Дикома». Михаил Юрьевич фигурировал в ходе телефонных переговоров, которые Пазьбин вел как до 1 августа (то есть до момента задержания Шляхтина), так и после этого. В переговорах с Дмитрием С. звучала ненормативная лексика. Пазьбин говорил, что шеф очень не доволен, рвет и мечет, мол, тебя динамят. Прозвучало и слово: мочить! Обсуждался и вариант, при котором С. готов был заплатить наличкой. Михаил Юрьевич сказал, что возьмет и наличкой, а в какую кассу их вносить – определится. Пазьбин разговаривал с Михаилом Юрьевичем и после задержания машины Шляхтина, сказав, что «Вулкан» – подстава…

Еще раз повторимся, что в свою защиту Пазьбин (он признал вину частично) сказал, что деньги пошли бы на строительство детских городков в Димитровграде, кроме того – на участие известного спортсмена в чемпионате мира – одним словом, на благотворительные цели, которые бы повлияли на авторитет партии «Справедливая Россия». Как это сказалось на авторитете, мы уже знаем. Но вопросы, почему Михаил Юрьевич Родионов и господин Лядвейкин оказались за пределами этого уголовного дела, остались.

Оказывается, что и того, и другого следствие вызывало на допрос. Но они отказались от дачи показаний, воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ…

Фото из зала суда Дениса ТРУДНИКОВА