Пожалуй, единственный в области мужчина-учитель начальных классов живет и работает в Барыше. Недавно Анатолий Кошелев отметил сразу два юбилея – шестидесятый день рождения и 40-летие работы в школе.

Поздравления

– У нас такая традиция, – рассказывает директор барышской школы №2 Вера Макарова, – именинник приходит в мой кабинет, и мы тут его поздравляем. К Анатолию Александровичу у нас отношение особое. Он дифирамбы в свой адрес не приветствует, на публику не работает. Поэтому поздравление получилось не как у всех – пошли всем коллективом к нему в класс и подарили сотовый телефон.

– А что вы думаете, – смеется Вера Павловна. – У нас дифференцированный подход не только к ученикам, но и к учителям.

Проверка

Это индивидуализированное отношение к себе Анатолий Кошелев заслужил, как гусар – верой и правдой по отношению к собственному делу.

– Я приехал 20-летним в сельскую школу Новомалыклинского района, – вспоминает Анатолий Александрович. – И сразу стал и директором, и завхозом, и учителем в одном лице. Детей, конечно, мало было, но все равно – в голове-то одна теория, а опыта никакого! Прямо вопил, когда звонил в РОНО – пришлите ко мне какую-нибудь комиссию, чтобы проверили, вдруг я что-то не так делаю.

В качестве эксперта приехал директор средней школы райцентра. Побывал на уроках, погулял по школе. И совершенно не проникнувшись страхами молодого специалиста, написал в отчете: «Все хорошо».

Выбор

– Школа сейчас очень изменилась, – сожалеет Анатолий Александрович, который уже 25 лет работает в барышской второй. – Работает больше на бумажку и на авторитет, а не на ребенка.

Может быть, поэтому опытный педагог придерживается старых, традиционных методов обучения. Можно сколько угодно спорить, правильно это или нет, но дети, которые ушли в среднее звено от Анатолия Кошелева отличаются от сверстников прочными знаниями и вдумчивым отношением к жизни, которое некоторые почему-то называют обособленностью.

– Я сама, – говорит Вера Макарова, – когда младшую дочь Катю в школу повела, даже не сомневалась в выборе педагога.

Опека

Анатолий Александрович, по его собственному утверждению, никогда не устает от общения с детьми.

– От взрослых устаю быстрее, – признается он. – Мне многие коллеги говорят: «Что же вы их так сильно опекаете? Как клуша!»

Несмотря на все вышесказанное, Анатолий Кошелев – очень строгий педагог. Просто так, за то, что ученик отличник, он пятерку не поставит. Не готов – получай двойку! И выговор одновременно. Но ни дети, ни их родители на эту строгость не обижаются. Ни у одного педагога начальных классов мальчишки и девчонки так не метут во время обеда ложками. Потому что их с первого класса не приучали, что есть надо хорошо и есть надо все. И за спиной Кошелев у других не стоит. Но если ребенок не ест, обязательно докопается – почему.

Принципы

За сорок лет Кошелев выработал свои принципы общения с детьми.

У него на уроках дети отвечают сидя. Своя психология.

– Пока ребенок встает, – рассуждает Анатолий Александрович, – пока пиджак или юбку одернет. Да не дай Бог еще ручку со стола смахнет, поднимать кинется. А сидя, с места – и уверенности больше, и ненужных движений нет.

Во время занятия, если приспичит, любой ученик может выйти в туалет без разрешения – Кошелев не приемлет поднятия рук и отпрашивания. Потому что однажды обжегся.

– Я опрос вел, дети руки поднимали. Один мальчик тянет и тянет. А я думаю, что его спрашивать, и так пятерок полно. А он, оказывается, по маленькому хотел и случилась неприятность. С тех пор у меня дети разрешения не спрашивают.

С этой кажущейся вольностью иногда случаются казусы.

– Сидишь над тетрадками, голову поднимешь, – смеется Кошелев, – человек пять-шесть на местах нет! До ветру ушли…

И, кстати, Кошелев никогда не наказывает детей. Он не понимает, как можно поставить ребенка в угол! Никогда не оставляет их после уроков.

– Наказать проще простого, – считает Анатолий Александрович, – вот только эффекта от этого никакого. Лучше суметь объяснить, чтобы поняли.

Любовь

Папа для всех – в жизни Кошелев так никогда и не стал ни папой, ни мужем.

– Что-то не получилось, – разводит он руками. – Сначала работа была, потом квартиру зарабатывал, потом мама болела… И не сказать ведь, что девчонок не было. Были, да еще какие. И сейчас есть, да вроде как поздно семью создавать.

Несмотря на то, что Анатолий кивает на возраст, когда его спрашивают, сколько тебе лет, неизменно отвечает:

– Шестнадцать!

– Я душой очень молод, – говорит он. – И на пенсию не собираюсь. Не представляю, как без детей буду.