Проведенными Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области проверками выявлены многочисленные нарушения требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, связанные с противоправной лояльностью руководства различных колоний к лицам, грубо нарушавшим установленный порядок отбывания наказания.

Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе прокуратуры Ульяновской области, администрацией Федерального государственного учреждения ИК-2 были применены меры взыскания к осужденному В. в связи с обнаружением и изъятием у него СИМ-карты для сотового телефона.

Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что указанное лицо, несмотря на хранение запрещенных предметов, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания руководителем колонии признано не было, вопрос о его переводе из колонии-поселения в исправительную колонию общего или строгого режима не решался.

Осужденному Б. был объявлен выговор за то, что он отказался сдать запрещенные предметы.

Несмотря на то, что, согласно закону, как неповиновение представителям администрации исправительного учреждения, так и изготовление, хранение или передача указанных предметов являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания, вопрос о его переводе в более строгие условия до прокурорского вмешательства не ставился.

Более того, данные случаи, а также факты обнаружения у осужденных сотовых телефонов, зарядных устройств, сим-карт и т.п. свидетельствуют о несоблюдении в колониях режимных требований, препятствующих доступу преступников к незаконным вещам, которые им запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Прокурорскими проверками выявлены и факты, когда за совершение злостных нарушений к отбывающим наказание лицам вообще не применялись дисциплинарные взыскания.

Так, с осужденными К. и Х., отказавшимися выйти на работу, были проведены некие профилактические беседы. Как результат, в конце января Х. вновь совершил аналогичный проступок, однако администрация колонии опять ограничилась внушением.

Кроме того, прокуратурой установлено, что вопреки общему правилу, при котором осужденные переводятся из колонии-поселения в ИК строгого режима после совершения одного злостного нарушения, в отношении отдельных лиц, несмотря на ряд тяжких проступков, вопрос об изменении вида исправительного учреждения администрацией колонии №2 не решался.

Так, находившийся на участке колонии-поселения после изменения вида исправительного учреждения осужденный Ш. совершил три нарушения установленного порядка отбывания наказания, при пресечении первого из которых – отсутствие на рабочем месте без уважительных причин – оказал неповиновение представителям администрации. Однако и при таких обстоятельствах вопрос о его признании злостным нарушителем и изменении вида исправительного учреждения администрацией не ставился.

Более того, прокурорами выявлены грубые нарушения законности, связанные с попустительством со стороны администраций колоний при приеме и регистрации сообщений о преступлениях.

Так, установлено, что с рядом осужденных были проведены профилактические беседы либо объявлены выговоры по фактам их попыток вынести из помещений внутри исправительных учреждений листы металла либо доски.

Вместе с тем, данные сообщения надлежащим образом зарегистрированы не были, какие-либо проверочные мероприятия для выяснения наличия в действиях осужденных состава преступления, предусмотренного ст.158 (кража) УК РФ, не проводились.

Кроме того, прокурорами выявлены многочисленные факты нарушения требований закона о раздельном содержании различных категорий осужденных.

Так, отдельные ранее отбывавшие лишение свободы лица проживали в отрядах совместно с впервые осужденными, а ряд признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенных в строгие условия преступников продолжали находиться совместно с осужденными, которым определены менее строгие условия.

В частности, четверо осужденных, которые должны были находиться в запираемых помещениях ИК-10, содержались в общежитии одного из отрядов вместе с лицами, которые отбывают наказание в обычных условиях.

При аналогичных обстоятельствах содержащийся в СИЗО-1 обвиняемый в совершении грабежа находился в одной камере с лицом, которому органами следствия инкриминируется причинение средней тяжести вреда здоровью.

Прокуратура считает, что выявленные проверками факты противозаконной лояльности и попустительства свидетельствуют об отсутствии надлежащей организации работы по выполнению служебных обязанностей, слабом ведомственном контроле со стороны руководства учреждений системы исполнения наказания.

В этой связи Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в адреса руководителей исправительных колоний №№2,4,9,10, а также Следственного изолятора №1 УФСИН России по Ульяновской области направлены представления с требованием незамедлительно принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и привлечь к ответственности виновных должностных лиц.