Накануне Международного женского дня, 7 марта 2008 года, через нашу газету мэр Сергей Ермаков обратился к горожанам с предложением о возвращении Ульяновску его исконного исторического имени – Симбирск. «Волга смыла со своих берегов все имена былых «вождей», – заявил градоначальник. – Дело за нами -вернемся в семью цивилизованных городов!» Это обращение вызвало широкий резонанс не только в Ульяновске, но и во всей стране. Отклики – самые противоречивые! – появились в различных СМИ и даже в Интернете. В нашу редакцию также пришло несколько писем, которые мы публикуем в некотором сокращении.
У города – исторические корни
Более тридцати лет моей жизни связано с Ульяновском-Симбирском, поэтому мне небезразлично его будущее. Мне хочется видеть свой город чистым, красивым, уютным, пользующимся доброй славой в России и во всем мире.
Я понимаю, что в настоящее время вряд ли возможно полное единодушие по поводу переименования Ульяновска в Симбирск, но этот вопрос назрел, и его пора решать. Считаю, что городские власти и так уже проявили достаточно мудрости и терпения, не форсируя события.
Мое мнение на этот счет однозначно: я целиком и полностью поддерживаю мэра Сергея Ермакова. Наверное, не все мои земляки будут со мной согласны. Некоторые найдут в этом умаление значения и роли нашего выдающегося земляка Владимира Ульянова. На самом деле, противоречия между сторонниками и противниками переименования не имеют под собой реальной почвы и вызваны непродуманными, скоропалительными решениями властей в прошлом. Вообще, непонятно, с какой стати известные географические названия понадобилось переименовывать? Устойчивость названий на карте Родины -это один из залогов преемственности поколений и культурных ценностей. Вмешивать в это дело политику, по меньшей мере, неблагоразумно. И никакими сиюминутными тактическими выгодами и самыми добрыми намерениями не оправдать исчезновения старинных, традиционных названий, таких, как Ставрополь (тот, что на Волге), Мелекесс, Симбирск…
Я не буду здесь перечислять многие имена выдающихся симбирян, прославивших свой город. Думаю, что ни к чему хорошему не приведет противопоставление одного имени другому, в целях определения более достойного кандидата на «увековечивание».
Сильно ошибаются те, кто считает это простой формальностью. Ведь, что ни говори, но имя города оказывает большое влияние на все процессы, происходящие в нем, на его будущее. Переименование в 1924 году как бы отрезало город от его корней, лишило его исторической перспективы. Могу привести маленький пример: в юности, стоило мне услышать название города «Калинин», как тут же перед глазами всплывала картина стандартных пятиэтажек. Совсем не то впечатление вызывает слово «Тверь». За ним представляется старинный русский город с богатой и славной историей, берег реки и величавый Кремль, и тверской купец Афанасий Никитин с его «хождением за три моря», и много чего еще…
Да, возврат городу его исконного названия – дело хлопотное и затратное. Но это дело не из разряда таких хлопот, которые определяются одними, да еще и поверхностно понятыми, экономическими соображениями. Из чисто экономических соображений может вытечь и то, что России «не выгоден» союз с Белоруссией, и что гражданину «невыгодно» кормить собственных детей и престарелую мать.
И еще не могу не затронуть очень важного вопроса – восстановления Троицкого собора. Уж коли мы признаем некоторую свою причастность к симбирскому землячеству, без положительного решения этого вопроса не обойтись. И если мы хотим сделать свой город притягательным для туристов и путешественников как из России, так и из-за рубежа (а туризм в современном мире – одна из выгоднейших и перспективнейших статей дохода!), то одними зданиями мемориала, гостиницы «Венец», педуниверситета этого не добьешься. Здание Троицкого собора станет такой архитектурной доминантой, которая объединит вокруг себя все и придаст облику города необходимую завершенность. Строительство этого собора будет еще актом исторической справедливости. Нельзя забывать, что это величественное сооружение было построено симбирянами в память народного подвига в войне 1812 года. Вокруг этого благородного дела может и должен объединиться весь город. Думаю, что коллективными усилиями этот храм будет, наконец-то, построен и каждый сможет внести в это дело свою посильную лепту.
Вообще настала пора всерьез взяться за благоустройство и внешний вид города. В этом смысле волжский косогор представляет не только дополнительную трудность для архитекторов, ландшафтных дизайнеров, проектировщиков, но и дополнительную возможность
украсить наш город, сделать его незабываемым и привлекательным. Почему, например, нельзя спроектировать красивую, капитальную лестницу от бульвара Новый Венец до набережной Волги, как это сделано в Волгограде? Надо думать, что уж своей-то длиной она явно превзойдет творение наших соседей! Почему бы не спроектировать на Волжском склоне каскад фонтанов, подобный петергофскому?
Нужно использовать любую возможность, чтобы сделать наш любимый город еще краше, культурнее, привлекательнее, уютнее…Почему бы, например, не решить вопрос о создании в нашем городе музея Антуана де Сент-Экзюпери, как это предлагает наш земляк Николай Яценко? Трудно будет переоценить ту роль, которую может сыграть этот музей в воспитании подрастающего поколения на самых прекрасных и возвышенных идеалах знаменитого автора «Маленького принца». Тогда и французские туристы вряд ли проплывут мимо нашего города!
Виктор Малахов, электромонтажник, житель Заволжья
Хочу жить в Ульяновске!
Внимательно прочитал Ваше обращение к землякам, господин мэр СИМБИРСКА/Ульяновска. Вы меня, простого человека, извините за прямоту, но только одними переименованиями вряд ли можно навести порядок в стране и в городе.
Почему Вы думаете, что, вернув городу имя «Симбирск» (или еще хуже – «Синбирск»), мы станем культурнее и умнее? Давайте чуть заглянем в прошлое и определим: стоит ли так надрываться? Город на Неве построил Петр Первый, и в переименовании Ленинграда был хоть какой-то резон, как и в случае со Свердловском – вспомните Екатерину Великую. А Нижний Новгород славился своими грандиозными ярмарками! Чем же Вас покорил Симбирск? Пыльными улочками, невзрачными хибарами? Я не хочу туда!
Считаю, что не стоит противопоставлять недавних политических деятелей и писателей 18-19 веков. Все они – наша История. Наоборот, мы должны гордиться, отбросив ложную моду на отрицание всего советского, что ходим по тем же местам, по которым когда-то шагал организатор первого в мире рабоче-крестьянского государства Владимир Ульянов (Ленин). Из этого нужно делать брэнд. Горячий! Одним словом, я хочу жить в Ульяновске, но никак не в Симбирске. У нас и Свияга течет против Волги.
С уважением, Александр Савельев, ульяновец (и не стыжусь этого звания!)
«Симбирску не хватает куполов…»
Горячо поддерживаю инициативу мэра относительно возвращения нашему городу исторического имени – Симбирск! Это очень важно не только с социально-политических, но даже с экономических позиций, о духовно-метафизической стороне я уже и не говорю. При необходимости я мог бы развернуто сказать по каждому из этих пунктов. Однако опасаюсь, что референдум, касающийся переименования, может лечь на неподготовленную основу. Поэтому считаю, что необходимо провести хорошо продуманную кампанию по разъяснению горожанам сути вещей. Необходимо привлекать к этому интеллектуальную элиту, печатать материалы по истории города в журналах и газетах. В доказательство огромной важности лично для меня этого решения приведу небольшое стихотворение, написанное совсем недавно и посвященное разрушенным в начале прошлого века симбирским храмам.
* * *
В Симбирске не хватает куполов,
Поэтому и ветер воет волком,
И веет прошлым в воздухе прогорклом
В пространстве между волжских берегов.
Кружится снег, летает летний пух…
Как я, наверно, в поисках прислона.
Мне наяву почти не слышно звона…
Отняли имя, изгоняя Дух.
Что я могу построить, -кроме слов.
Но силы Божьей милости бездонны!
Я буду в небе представлять иконы!
В Симбирске не хватает куполов.
Анатолий Михайлович Шутый, старший научный сотрудник УлГУ, доктор физико-математических наук, член Союза писателей России