Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Гогин
Алексей Кузнецов : Мэр Ульяновска Сергей Ермаков предложил жителям города восстановить историческую справедливость и вернуть городу историческое название Симбирск. Разумеется, есть и противники этой идеи. Они полагают, что подавляющее большинство жителей города Симбирска уже не помнят, потому что родились в Ульяновске, а также считают, что много денег уйдет на переименование города, перерегистрацию, смену адресов. Это большие бюджетные затраты. Ульяновская городская дума пока не принимала никаких официальных решений по этому вопросу. Однако председатель думы Василий Гвоздев рассказал в интервью нашему корреспонденту Сергею Гогину о своем отношении к проблеме.
Василий Гвоздев: Человек, который не помнит свое родство, не имеет будущего. То же самое, наверное, можно сказать и про любой город. Город Ульяновск до сих пор, к сожалению, расхлебывает остатки того прошлого. Оно было разное. В очень сложное время 20-х-30-х-40-х годов, когда в Ульяновске храмы разрушались, когда монастыри рушили, когда православных священников просто расстреливали под горой, кто-то эти руководил, в том числе и в городе Ульяновске… Вообще, я против переименований исторических названий. Это все равно, что человеку дать другое имя. Если люди, которые основали этот город, дали это имя, как родители, конечно, из уважения к основателям оно должно носить это имя. Менять его в угоду тому или иному политическому моменту, той или иной даже крупной личности истории, конечно, с моей точки зрения, не правильно.
Симбирску 360 лет. Из них 280 лет из 360 он носил имя Симбирск. С точки зрения исторической справедливости, конечно, ему нужно со временем родное имя вернуть. Но процедура должна быть публичной, спокойной, без нажима. Все должно созреть.
Сергей Гогин: В итоге должен быть референдум?
Василий Гвоздев: Да, на сегодняшний день должен быть референдум. Обычно такие серьезные мероприятия приурочиваются к выборам. То, что многие из городов России этот путь прошли, в том числе и наши соседи, говорит о том, что в нем ничего страшного нет. Патриотизм плюс взрыв активности населения, конечно, компенсируют те финансовые затраты, которые требуются на переименование. Когда идет переименование, это значит воля большинства, это значит, что населению приятней, скажем так, комфортней жить именно в городе с историческим названием. А мнение большинства для власти должно быть законом. Переименование города однозначно должно идти снизу. Наш вопрос слишком серьезный. Это не переименование Куйбышева в Самару. Тут же встанет вопрос о перезахоронении. Тут же лидеры Коммунистической партии поднимут вопрос на федеральный уровень. Поэтому тот вопрос общероссийский, как ни странно, переименование города Ульяновска в Симбирск. К нему нужно подходить со всей ответственностью.
Сергей Гогин: Вы верите в мистику имени, что оно может определять любого человека, улицу, народа, города?
Василий Гвоздев: Да, верю! И в данном случае считаю, что нужно плавно, профессионально и спокойно идти к переименованию и многих улиц, и города Симбирска через открытие населению области реальной истории, честной и реальной на фактах.