Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Гогин.

Марк Крутов : Мэр Ульяновска Сергей Ермаков предложил вернуть городу историческое название Симбирск. В его обращении к горожанам говорится, что в советское время власть безо всяких референдумов давала древним городам имена партийных вождей. В 90-е годы политическая воля россиян вернула исторические имена большинству городов. Ульяновск остался в стороне от этого процесса, хотя, если судить по названиям местных газет и огромному количеству частных фирм, использующих в своих логотипах слово «Симбирск» или «Симбирский», процесс возвращение городу первоначального имени фактически идет уже давно. Предложение мера прозвучало накануне 360-летия со дня основания Симбирска. За дискуссией о переименовании города следил корреспондент Радио Свобода пока еще в Ульяновске Сергей Гогин.

Сергей Гогин : Симбирск, родина Владимира Ульянова-Ленина, получил свое нынешнее название Ульяновск в 1924 году, после смерти основателя советского государства. Когда состоялось решение президиума ЦИК СССР о переименовании, на первой полосе газеты «Пролетарский путь» от 10 мая появился ликующий заголовок: «Нет Симбирска! Есть Ульянов! Осиновый кол в дворянский Симбирск! Да здравствует родина Ильича!».

Директор мемориального музея-заповедника Родина Ленина Александр Зубов рассказывает, как Сталин потом отомстил симбирянам за инициативу переименования города.

Александр Зубов : Жители города искренне просили назвать город в честь Ленина, просили назвать его Ленинск. Назвали его Ульяновск. Но Иосиф Виссарионович Сталин был иезуит еще тот. Что он сделал через три года? Ульяновской губернии на карте страны не стало. Мы стали обычным небольшим заштатным городишком Средневолжского края. И что делал Иосиф Виссарионович? Он специально доводил его до нищего существования, ничего нам не давали. Он менял секретарей, как перчатки. В захолустье превратил. Ленина, родину принижали и унижали.

Сергей Гогин : Теперь мэр Ульяновска Сергей Ермаков напоминает – сам Ленин указывает в своей автобиографии, что родился в городе Симбирске.

Сергей Ермаков : Ушел из жизни. Ну, как же так – его не стало! Давайте его родину назовем его именем. Вопрос – а почему Париж Наполеоном не назвали?

Сергей Гогин : Мэр Ермаков – не первый, кто заговорил о восстановлении исторической справедливости. Предприниматель Алексей Федоров в течение года оплачивал билборд с призывом вернуть родному городу родное имя и потратил на это более 100 тысяч рублей. Он верит, что символика имени определяет судьбу города: как вы лодку назовете, так она и поплывет.

Алексей Федоров : Назовите человека дураком, или назовите гением, и он будет оправдывать имя. Нам очень повезло, что у отца Ленина фамилия была Ульянов, а был бы Поганов? Погановск. С какой стати! Этот город существовал до Ленина. Да, родился он здесь, но имя – это как корни у дерева, нельзя их обрезать.

Сергей Гогин : «На сегодня Волга смыла со своих берегов все имена былых вождей», – пишет Сергей Ермаков в своем обращении. Действительно, на постперестроечной волне Калинин опять стал Тверью, Горький – Нижним Новгородом, Куйбышев – Самарой, Брежнев – Набережными Челнами, а Андропов – Рыбинском. Возвращение к историческому имени будет вознаграждено благодарной памятью потомков, оно станет посильным вкладом горожан в сохранение экологии культуры, считает мэр Ульяновска. Из уважения к памяти великого земляка Ермаков предлагает сохранить название области – Ульяновская. А дискуссию о переименовании мэр, по его словам, инициировал с тем, чтобы посоветоваться с горожанами и выяснить их мнение.

Сергей Ермаков : Если мы увидим, что большинство против, значит, затея не прошла и не надо этим больше заниматься. А если наоборот?

Сергей Гогин : Мнения горожан, с которыми я говорил на улице, предсказуемо разделилось.

Жительница: Очень даже здорово! Все-таки корни наши уходят в Симбирск.

Житель : Хорошая идея. Были мы Симбирском и останемся. Если мы назывались Симбирском, зачем надо было переименовывать в Ульяновск? То, что здесь Ленин родился? Почему тогда он сейчас в Москве лежит в мавзолее? Почему нам не отдает его тогда?

Жительница: Я, допустим, не согласна с тем, чтобы переименовывали обратно. Я просто не понимаю смысла – а зачем тогда в Ульяновск его переименовывали? Чтобы потом опять сделать Симбирском? И опять же финансовые проблемы, трата денег. Не стоит.

Сергей Гогин : Строгих опросов общественного мнения, посвященных теме переименования города, не проводилось давно. Опрос начала 2000 годов, проведенный областным центром социологических исследований, показал, что актуальной эту проблему считают не более пятой части горожан. А те, кто поддерживает идею, боятся хлопот, связанных сосменой регистрации в паспорте, и не приветствуют лишние бюджетные траты на переименование, которые могут вылиться в десятки и даже сотни миллионов рублей.

Директор литературного музея Языкова Лариса Ершова целиком поддерживает идею возвращению городу исторического имени и ради этого даже готова потомиться в очереди за симбирской пропиской.

Лариса Ершова : Потому что Симбриск старше Ульяновска, потому что все мои предки родились в Симбирске и похоронены здесь, потому что мне просто даже нравится название этого города. Симбирск – это красиво, это не политическое какое-то название. Тот, кто переименует город в Симбирск – губернатор, мэр, я все им прощу, все их, может быть, неправедные дела, только бы жить в Симбирске!

Сергей Гогин : А писатель Михаил Веллер отнесся к этой идее с нескрываемым скепсисом. Вот что он сказал в интервью ульяновскому журналисту Геннадию Антонцеву.

Михаил Веллер : Ну, что Симбирск? Этот полукупеческий, полунеизвестный какой-то город. Вот если бы еще переименовали в Ульяновск-Керинский, то прекрасный был бы город. Главное, что есть в Симбирске, то, что там родился Ульянов. Переименовав два раза совсем не всегда можно вернуться в ту допрежнюю воду.

Сергей Гогин : Почему дискуссия о переименовании Ульяновска возникла именно сейчас? Сергей Ермаков объясняет это так – раньше, в бурные 90 годы, он тоже был противником этой идеи, но теперь в стране наступила стабилизация, страна окрепла и разбогатела, перемены к лучшему происходят и в Ульяновской области, поэтому возвращение к Симбирску стабильности не нарушит. Депутат Законодательного собрания области, лидер ульяновских коммунистов Александр Кругликов считает, что вся эта дискуссия – не более чем информационная дымовая завеса.

Александр Кругликов : Отвлечь внимание людей от тех проблем, которые действительно их волнуют. Это проблема роста цен, тарифов. Это проблема города, который утонул в грязи (вот этим бы заняться надо господину Ермакову), разбитых дорог, не ухоженных подъездов. Второй момент. Выборы. Мы сегодня абсолютно убежденно можем говорить о масштабных фальсификациях. Довольно известный способ одно перекрыть другим.

Сергей Гогин : Председатель Ульяновской городской думы Василий Гвоздев, будучи сторонником возвращения городу названия Симбирск, считает, что эта тема тесно связана с темой перезахоронения Ленина.

Василий Гвоздев : Если будет принято решение о перезахоронении в городе Ульяновске, в этой части, с точки зрения туристической, допустим, привлекательности и экономической выгоды удобнее оставить старое имя.

Сергей Гогин : Процедура переименования города, как определяет федеральный закон, длительна и сложна. Инициатива поступает в региональный представительный орган, тот принимает постановление и информирует население о предстоящих затратах, выявляет общественное мнение и передает пакет документов на экспертизу в Федеральное агентство геодезии и картографии. При положительном заключении готовится проект закона, который принимается палатами федерального собрания и подписывается президентом. В прошлом году этот путь прошел древний город Бирюч Белгородской области, называвшийся до того Красногвардейское, двумя годами ранее исторической имя обрел Спасск Пензенской области, отказавшийся от названия Беднодемьяновск.