Попытка восстановить историческую справедливость может обернуться неожиданными проблемами для бюджета и жителей города.

Волна переименований городов и улиц в нашей стране, казалось бы, прошла в начале 90-х. Ан нет! Мэр Ульяновска Сергей Ермаков вновь взбудоражил общественное мнение, предложив вернуть городу старое название – Симбирск.

В обращении к землякам, опубликованном в газете “Ульяновск сегодня”, он напомнил, что Симбирск был переименован в 1924 году, когда “и время было другое, и люди у власти были другие”.

Глава города пояснил, что актуальность смены названия вызвана тем, что “в стране наведен порядок”, а самого Ульяновска коснулись “положительные перемены”. В конце обращения мэр не смог скрыть своего горячего желания назвать жителей города “симбиряне и симбирячки”.

В пресс-службе мэрии Ульяновска Interfax-Russia.ru пояснили, что практическая работа по подготовке переименования в горадминистрации пока не ведется.

“Мэр на днях на совещании пояснил, что лишь обратился к жителям обсудить его идею. Мэрия уже получает отклики от горожан, как положительные, так и отрицательные. Лишь после анализа общественного мнения можно будет говорить о целесообразности проведения референдума по этому вопросу”, – отметили в пресс-службе.

“Никто в мэрии сейчас не сможет сказать, во сколько может обойтись переименование города. Думаю, никто этого пока и не считал, даже приблизительно”, – подчеркнул представитель пресс-службы.

В областном правительстве идею мэра Ульяновска пока никак не комментируют. “Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов неоднократно заявлял о том, что решение о возможности переименования должны решать только жители города”, – сообщил Interfax-Russia.ru пресс-секретарь главы региона Дмитрий Шиков, отметив, что сам Морозов “предпочитает не высказывать публично своего мнения на этот счет”.

Идея вернуть старое название Ульяновску высказывалась уже не раз, однако, в этот раз власти, похоже, серьезно решили взяться за дело. Мэрия открыла прямую линию, по которой жители города смогут сообщить о своем отношении к планам городских властей.

Между тем, горожане, опрошенные обозревателем Interfax-Russia.ru, по-разному оценивают инициативу главы города.

Роза Галикеева, пенсионерка:

– А что это изменит? Исчезнет преступность среди молодежи, которая родилась в Ульяновске, заасфальтируют дороги, перестанут протекать крыши, исчезнет вода в подвалах? А кто-нибудь просчитал, во что обойдется бюджету изменение документации, переоформление паспортов для нищих пенсионеров?

Александр Кругликов, первый секретарь Ульяновского обкома КПРФ:

– Абсолютное большинство жителей нашего города родилось в Ульяновске, а не в Симбирске, который был славен только своими церквами да кабаками, в котором не было крупных предприятий, ни одного вуза, работала одна единственная больница. Все, что есть в нашем городе замечательного, появилось именно в Ульяновске…

Алексей Зеленов, директор ульяновской компании, работающей в сфере развлечений:

– Мы, прежде всего, – бизнесмены, и для нас важно, чтобы в городе, где мы ведем бизнес, были максимально комфортные условия для этого, причем, не самое главное, какое название носит этот город. Но уж если и возникла такая идея, считаю, решать надо только на референдуме, причем мероприятие это недешевое.

Генеральный директор авиакомпании “Волга-Днепр” Сергей Дьячков:

– Тенденция возвращения городам исторических названий понятна и обоснована. Но я считаю, что в данном вопросе нужно исходить из возможностей города и его реальных потребностей. На мой взгляд, для Ульяновска сейчас гораздо важнее хорошие дороги, чистые улицы, благоустроенные дворы, современные детские площадки. Сначала мы должны навести порядок в нашем областном центре, и только после этого думать о возвращении Ульяновску его исторического имени. Идея провести референдум на эту тему мне кажется не совсем правильной, ведь можно найти менее затратные формы исследования мнения горожан, например, провести телефонный опрос, или, например, можно было использовать ресурсы недавно состоявшихся выборов.

Татьяна Брыляева, заведующая Ульяновским Домом-музеем В. И. Ленина:

– Я считаю, что Ульяновск – это все-таки продукт социалистической эпохи. Ведь от старого Симбирска, в котором родился Ленин, осталось не так уж много зданий. Центральная часть города претерпела серьезные изменения. Современный Ульяновск в основном был отстроен к 100-летию со дня рождения Ленина. Поэтому имеет смысл оставить за городом нынешнее название.

Александр Берестнев, директор по правовым вопросам ОАО “Ульяновский автомобильный завод”:

– Я поддерживаю идею возвращения городу его исторического названия. Именно возвращения, а не переименования. Причем мне совершенно в данном случае безразлично, какие политики эту идею выдвигают. Именно Симбирск прославился, как родина многих выдающихся деятелей культуры, искусства и науки.

Горячая дискуссия развернулась и в виртуальном пространстве. Так, в LiveJournal-сообществе ru_simbirsk большинство посетителей критикует эту идею, считая, что в городе полно других нерешенных вопросов. Кроме того, после переименования возникнет множество неожиданных сложностей, связанных, например, с переоформлением документов.

Так, блоггер headlon9 возмущается, что “печати-то и бланки все равно придется переделывать ВСЕМ. Да и с паспортами со временем возникнут проблемы – а ведь Ульяновск не тот же самый Ленинград, про который все слышали…”

Пользователь _fashist_ с ужасом думает о том, какое столпотворение будет в паспортных столах, когда весь город хлынет туда менять документы. Блоггер spicymom также предвидит проблемы со сменой документов, резюмируя, что “идея о переименовании города – это популизм, а нам нужны в городе реальные дела и реальное развитие”. И почти все в сообществе недоумевают, почему нельзя потратить деньги на решение более важных задач?

Интерактивный опрос, проводимый в сообществе, по данным на 14 марта показывал, что около 70% проголосовавших – за старое название.

Однако ярый сторонник идеи переименования, один из лидеров местной молодежной организации «Гарантия» Александр Брагин, уверен, что вопрос смены названия надо выносить на референдум, а все затраты на его проведение могут взять на себя благотворители из числа бизнесменов.

“Ульяновск один из немногих городов, которые не вернули себе историческое название. Разве не парадоксально выглядит фраза экскурсоводов, что великий вождь Владимир Ульянов-Ленин родился в Ульяновской области в городе Ульяновске, в Ленинском районе на ул. Ленина?”, – пишет Брагин в своем блоге.

В интервью Interfax-Russia.ru Александр Брагин сообщил, что уже нашлись благотворители среди бизнесменов, желающие профинансировать проведение референдума. Он не назвал профиль деятельности предприятий, однако отметил, что в названии этих структур присутствует слово “Симбирск”.

Затраты на референдум, по мнению Брагина, составят несколько миллионов долларов. Остается догадываться, зачем коммерческой структуре тратить прибыль на мероприятие, которое и благотворительностью-то язык назвать не поворачивается. В российских детдомах, в том числе в Поволжье, элементарно не хватает подгузников грудничкам, а тут – миллионы на ветер…

При этом затраты бюджета города и коммерческих структур на внесение изменений во внутренние документы, установку новых вывесок, табличек и прочих опознавательных знаков никто, разумеется, компенсировать не станет. То есть деньги бюджета, предназначенные для решения социальных проблем, могут осесть в карманах… коммерческих структур.

Действительно, с финансовой точки зрение переименование выгодно только фирмам, производящим печати, таблички и прочую подобную продукцию, а также частично – типографиям. Что касается PR-дивидендов, то их получают мэр и общественно-политические структуры, активно проталкивающие идею.

Если все-таки переименование произойдет, чего ждать жителям города?

Ульяновск – не первый город страны, меняющий свое название. Опыт других городов показывает, что смена названия неизбежно вносит неразбериху, в том числе и топографическую. Так, Свердловск вновь стал Екатеринбургом еще в 1991 году. Однако до сих пор на железнодорожном вокзале красуется вывеска “Свердловск – пассажирский”. То же написано на всех билетах, да и сама железная дорога все еще носит имя советского руководителя. Ценность исторического названия оказалась несопоставима с затратами на новые вывески.

Ждет горожан и смена паспортов. В паспортном столе ЖЭУ N 27 Ульяновска, Interfax-Russia.ru сообщили, что после смены названия города выдача новых паспортов с измененной пропиской будет производиться только после специального постановления властей. В случае переименования улицы именно так и происходило.

“Но с городом мы еще “не работали”. Думаю, поток посетителей будет огромным. Видимо, придется ночевать на работе”, – отметила работница паспортного стола.

А то, что в наше время название “Симбирск” в России мало кому о чем-то говорит, добавит сложностей жителям города во время поездок по стране. Еще долго симбиряне будут на недоумевающий взгляд московского милиционера, решившего проверить документы, пояснять, что “это не какой-то сибирский город, тот самый Ульяновск, только переименованный”.

Может быть, стоит оставить Ульяновск в покое, раз даже на демократической волне 90-х город не переименовали?