Заведующий кафедрой философии УлГУ, заслуженный деятель науки РФ, профессор Валентин Бажанов месяц провел в Британии. Победа в конкурсе на получение стипендии Лакатоса дала ученому возможность стажировки в одном из главных гуманитарных вузов Европы – Лондонской школе экономики.
– Обычно, когда я выезжаю за границу, занимаюсь, прежде всего, исследовательской деятельностью, – рассказывает Валентин Александрович.- Но на сей раз решил познакомиться со всеми аспектами деятельности кафедры и вуза, посещал учебные занятия, научные семинары. Конечно, меня многое поразило. Начну с того, что одна кафедра занимает пятиэтажное здание. Через час после прибытия у меня было свое место приглашенного профессора с компьютером, электронным адресом, допуском в библиотеку, архивы, мне выдали ключ от всех кафедральных помещений. Причем за все время пребывания в Британии я ни разу не поставил свою подпись. Лондонская школа экономики выделяет средства на образование, жилье, пропитание. Мне выписали чек, и я должен был обналичить его в банке. Эта процедура сложная, но ни при одной из многочисленных операций меня не заставили расписаться. В отель принес чек для оплаты за три дня до отъезда, но за месяц проживания мне никто не сказал ни слова.
По словам Бажанова, состав кафедры – интернациональный. Британцы борются за имена, делают все, чтобы приглашать самых лучших специалистов, поэтому половина сотрудников – иностранцы. Вместе с россиянином там работали приглашенные профессора из Голландии, США, Венгрии. Когда они слышали, что Россия вступила в Болонскую конвенцию, ахали-охали, выражали сочувствие. Иностранцев вообще многое удивляет в нашей высшей школе.
Учебный процесс в Лондонской школе экономики построен очень интересно. Во внутренней сети выложены не только учебные программы, но и заготовки к лекциям. В любой аудитории, которые всегда открыты, имеются компьютеры. Преподаватель входит, демонстрирует студентам лекции. Те приносят ноутбуки, смотрят, скачивают – каждая аудитория оснащена беспроводной связью. Поскольку специалистов высокого уровня даже в Лондоне не так много, практикуются общие лекции для студентов разных университетов.
– Студенты очень часто пишут сочинения на заданные темы – это такой же способ оценки знаний, как экзамен. Я посмотрел учебный план экономического факультета. Там очень углубленно изучают философию, логику. У нас же при
подготовке экономистов философский спецкурс считается чем-то инородным.
В Британии вообще ощущается уважение к разуму. Я часто приобретал газеты и был удивлен, когда водной из ведущих – “Индепендент” – на первой полосе увидел заголовок “Великие философы”. На протяжении 15 дней газета выходила с приложением в виде книжечки о том или ином философе. По телевидению много познавательных передач, создается атмосфера уважения к знаниям, образованию.
Есть своя студенческая газета и в Лондонской школе экономики. Ее объем втрое превышает объем выпуска наших “Известий”, издание цветное. Студенческая жизнь в британских вузах очень насыщенна, молодые люди удивительно активны. Идешь по кампусу – студенты раздают листовки, пытаются выразить свое мнение о тех или иных событиях. Помню, стал свидетелем мероприятия, посвященного решению вопроса, кто прав – палестинцы или израильтяне. Эта дискуссия собрала 1200 человек!
Конечно, главным итогом поездки Валентина Александровича стали результаты работы с архивами известного философа Имре Лакатоса, работа в Британской библиотеке. Он привез столько публикаций в электронном виде, что на их изучение уйдет не менее полугода.
В Британии Бажанов встречался с внучками Керенского. Они знакомы около пятнадцати лет, в свое время наладили контакт через Интернет, это было необходимо для научной деятельности Валентина Александровича. Внучки нашего земляка не говорят по-русски, но интересуются жизнью в России. А еще Бажанову удалось совершить несколько культовых для философа путешествий. Он побывал в Линкольне, месте рождения основателя современной логики Джорджа Буля, и посетил дом, где родился Исаак Ньютон. Удалось постоять под знаменитой яблоней, которая, по легенде, помогла ученому открыть закон всемирного тяготения. Возможно, и ульяновского исследователя дух ньютоновских мест вдохновит на открытия.