В начале марта прокуратура области сообщила, что Министру здравоохранения Федору Прокину внесено представление с требованием принятия мер по устранению нарушений закона. Прокуратура считает, что Минздрав ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по обеспечению лекарствами граждан, получающих дополнительную бесплатную медпомощь. В сообщении говорится о фактах «массового нарушения прав льготных категорий граждан», о недостаточном финансировании лекарственного обеспечения. Но, похоже, критическое «состояние законности» в Минздраве области сложилось не только с обеспечением лекарствами, но и с ремонтом кабинетов для чиновников от здоровья…

В начале года областной кардиологический диспансер переехал из центра Ульяновска (дома №18А по улице Кузнецова) в Железнодорожный район. Дом №18А по-прежнему остался в ведении Минздрава. И разместиться в нем должен «Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр» (в настоящее время располагающийся в «Доме советов» на ул. Радищева, 1). Говорят, что в этом же здании будет и приемная министра Федора Прокина. Впрочем, на самом ли деле Федор Григорьевич переедет в это здание, в нашей истории не так уж и важно. Важно, что здание это сейчас ремонтируется. А заказчиком ремонтных работ выступает Минздрав. И деньги на ремонт тратятся наши, бюджетные…

Кто назначил победителя?

Расходоваться бюджетные средства должны по правилам – федеральному закону №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Для того чтобы бюджетный рубль был вложен эффективно и экономно, законом предусмотрена определенная процедура поиска и выбора исполнителя работ (или поставщика товаров). Если коротко, то последние выбираются на конкурсной основе – либо на торгах (конкурс, аукцион), либо без торгов (запрос котировок).

В общем, фирмы для ремонта дома №18А должны выбираться Минздравом по конкурсу. Например, нужно заменить старые окна на пластиковые…

Как это делается по закону? Рассчитывается объем работ и составляется смета (она утверждается министром здравоохранения – Прокиным), и назначается максимальная цена госконтракта (претенденты не могут установить свою цену выше максимальной). Минэкономики области размещает сообщение о торгах либо на сайте правительства области, либо в специальном бюллетене. Если сумма госконтракта не превышает 500 тысяч рублей, закон разрешает размещать заказ путем проведения запроса котировок. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.

В извещении указывается срок подачи котировок, после которого комиссия определяет победителя. Затем, не ранее чем через пять дней со дня размещения на сайте протокола рассмотрения котировочных заявок, с победителем заключается госконтракт, и лишь после этого начинаются работы…

Извещение о запросе котировок «по смене оконных и дверных блоков в здании на ул. Кузнецова, 18А датировано 20 марта 2008 года. Максимальная цена контракта – 493 тыс. руб. Сроки подачи котировочных заявок – по 2 апреля. То есть, в эти дни потенциальные претенденты только изучают предложение и смету Минздрава, рассчитывают – смогут ли они предложить более низкую, чем 493 тыс. цену…

Думаю, что даже те, кто не устанавливал в своих квартирах пластиковых окон, понимают, что их стоимость зависит от размера, марки профиля ПВХ, количества створок (в том числе – открывающихся), количества камер стеклопакета, фурнитуры и так далее. Небольшое исследование показало, что в других городах (например, Ангарске, Челябинске) все эти данные указаны в приложенных к объявлению о конкурсах сметах: чтобы претенденты могли рассчитать свои возможности участия в конкурсе. Так, в Челябинске в июле 2008 года максимальная цена замены деревянных окон на пластиковые из ПВХ (75 окон) в академии культуры и искусств равнялась миллиону 300 тысячам. В этом году в Ангарском дворце творчества и молодежи работа по замене окон (в количестве 32 штук) оценивалась максимум в миллион 100 тысяч. В здании на Кузнецова, 18А я насчитал 68 окон…

Однако, в предложенной претендентам на замену окон смете ульяновского Минздрава, вместо конкретного числа окон указана «площадь оконных блоков – более 2 квадратных метров» и общая площадь оконных блоков – 90 квадратных метров. Ни ширины, ни высоты окон, ни марки профиля ПВХ, ни количества камер стеклопакета в смете нет. Как считать?

Впрочем, спешу успокоить. Несмотря на то, что в извещении указана дата сроков подачи котировочных заявок – 2 апреля (а после этой даты уйдет несколько дней на их рассмотрение, объявление победителя, заключение контракта и прочее), окна на Кузнецова, 18А уже заменены на пластиковые. ВСЕ!!! Кроме одного, на фасаде…

Убедитесь сами. Посмотрите на фотографию, сделанную 21 марта, на следующий день после извещения о проведении запроса котировок. Вы видите только фасад здания. Но я обошел здание вокруг: сплошной пластик… То есть, еще до объявления конкурса кто-то был уже назначен победителем и выполнил все работы.

В связи с этим возникают вопросы.

Почему, в нарушение закона, работы выполнены без конкурса?

Кто этот счастливчик, получивший госзаказ, по сути, с черного хода?

На каком основании «Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр» будет оплачивать работы, выполненные в нарушение закона? Из каких средств (если по закону оплата возможна только из областного бюджета)?

Не занижена ли (умышленно?) стоимость работ – 493 тысячи почти за 70 окон?

И, наконец, могло ли все это произойти без ведома Прокина?

Метастазы ремонта

Замена окон – это не все работы, заказанные Минздравом, по ремонту в здании на Кузнецова, 18А. В марте объявлялся запрос котировок на проведение сантехнических, электромонтажных работ и ремонт кровли.

Во всех извещениях есть информация о сроках проведения работ: «Сроки выполнения работ: с момента подписания госконтракта до…» А госконтракт подписывается не ранее чем через пять дней после объявления оценки котировочных заявок. То есть, раньше, чем будет подписан госконтракт, работы просто не могут начаться.

3 марта известили о запросе котировок на ремонт кровли. Срок подачи заявок – по 14 марта. Максимальная цена – 308 тыс. руб. Срок выполнения работ – до 30 мая. 17 марта определен победитель – предприниматель Сергей Аберемов, предложивший цену в 207 тыс. руб. (67% от максимальной). Согласно условиям проведения запроса котировок, работы на кровле должны начаться не ранее 22 марта (к 17 марта прибавить пять дней). Однако, когда одна из фирм (участник конкурса), еще до окончания срока подачи заявок приехала посмотреть объект, то обнаружила, что кровля… уже отремонтирована (!).

7 марта датирован запрос котировок на электромонтажные работы. Срок подачи заявок – по 20 марта. Максимальная цена – 499 981 руб. Срок выполнения работ – до 30 мая. 21 марта определен победитель – ООО «Графит», предложившее цену в 168 тыс. руб. (34% от максимальной). Госконтракт должны подписать самое раннее – 26 марта.

7 марта сообщили о запросе котировок на сантехнические работы. Срок подачи заявок – по 20 марта. Максимальная цена – 497 тыс. руб. Срок выполнения работ – до 30 мая. 21 марта определен победитель – ООО «Фирма «Надежда», предложившее цену в 347 тыс. руб. (70% от максимальной). Госконтракт может быть подписан не ранее 26 марта.

То есть, приступить к перечисленным работам победители могут либо в ближайшие дни, либо позже. Но уже в начале этой недели в дом №18А завозилась мебель, приезжали сотрудники Минздрава – знакомились с кабинетами. В здании выполнены не только электромонтажные и сантехнические работы, но и отделочные. То есть ремонт начался до официального выявления победителей. Кстати, на отделочные работы аукционов или запросов котировок вообще не производилось. Строители, недавно побывавшие в доме №18А, говорят, что работ там выполнено миллионов на 10-15…

Вопрос – для чего нужно было объявлять запросы котировок – пока без ответа. Кстати, участников на проведение ремонта кровли было 11, электромонтажные работы – 14, сантехнические работы – 11…

Против коррупции и злоупотреблений

В мае 2006 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ распространила официальные разъяснения по ФЗ № 94, в которых говорилось: «Целями закона являются эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов».

В качестве примера приводился запрет размещения путем запроса котировок заказа на сумму более чем 250 тыс. руб. (в марте 2007 года эта сумма была увеличена до 500 тыс.), подлежащую уплате в течение квартала.

Но способен ли в действительности ФЗ №94 предотвратить коррупцию и злоупотребления? Изложенные выше истории четырех запросов котировок доказывают обратное.

В общем, ответить: все ли было законно в ремонтных работах на Кузнецова, 18А могут лишь ФАС и прокуратура, правительство области.

Итоги аукционов или запросов котировок могут оспорить и их участники. Повод для спора – нарушение 94-ФЗ и закона о защите конкуренции. Но когда одному из участников запроса котировок по ремонту кровли предложили написать заявление в ФАС, он отказался. Потому что, подав такое заявление, ты автоматически получаешь клеймо «неблагонадежного» и утрачиваешь возможность в будущем участвовать в «соревнованиях» за госзаказ. В большинстве случаев бизнесмены не протестуют против нарушения их прав. Госзаказы дороже. В общем, два десятка участников просто утерлись…

Наказывается ли нарушение 94-го закона? Да. Кодекс об административных правонарушениях в связи с выходом этого закона пополнился специальными статьями. За нарушение требований законодательства о размещении заказов, порядка размещения заказов, предоставление недостоверной информации должностные лица наказываются штрафами от 30 до 50 тысяч рублей.

Сидя на кожаном «Цезаре»…

Конечно, в перечне аукционов, открытых торгов и запросов котировок Минздрава присутствуют не только ремонтные работы. Ведь в здравоохранении нужны лекарства, лечебное питание, медтехника, автомобили, мебель…

Кстати о мебели. В конце прошлого года на открытом аукционе закупалась мебель «для нужд Минздрава». Максимальная цена лота – 1 млн. 40 тыс. руб. В аукционе, напомню, победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. В мебельном аукционе цену снизить не удалось. Сначала на лот претендовали всего двое участников. Однако в протоколе заседания аукционной комиссии записано, что в аукционе по этому лоту остался один участник – предприниматель Сергей Михайлов. А по 94-у закону, в таком случае, Минздрав заключает госконтракт по начальной (максимальной) цене.

Не желающие называть своих фамилий источники утверждают, что 94-й иногда можно обойти. Главное – «допустить» к участию в аукционе «нужных» людей, которые помогут соблюсти формальные требования правил проведения аукциона. Затем «разыгрывается» задуманный сценарий (опять же, без нарушений требований закона), чтобы госзаказ ушел в нужном направлении. Иногда – по максимальной цене… Кто-то называет такие ситуации сговором бизнеса и власти. А кто-то – коррупцией.

Но вернемся к мебели. Для чьих кабинетов она приобреталась, неизвестно. Но, судя по перечню, не для рядового чиновника от здравоохранения. В списке значатся шкафы-гардеробы, столы, тумбочки приставные, сейфы и так далее. Но четверть всей суммы (252 тыс. руб.) потрачена на два набора мягкой мебели «Премьер». Всего – 2 трехместных дивана, 2 двухместных и 4 кресла из натуральной кожи. Кроме «Премьера» еще одно мебельное изделие имеет собственное имя «Кресло руководителя «Цезарь» (за 24924 руб.). В характеристиках кресла записано: «Комплектация подлокотниками с накладками, обитыми кожей. Оснащение механизмом «мультиблок». Регулируемая высота сидения при помощи газлифта. Полированная алюминиевая база. Вариант исполнения – натуральная кожа высшего качества – цвет кожи черный».

Перечисленное в лоте и сегодня можно купить по меньшей цене. Обвинять кого-то в умысле, не имея на это оснований, нельзя. Но бизнес и власть находят много вариантов для зарабатывания денег. В нашей истории некоторые победители, выступившие в качестве частных предпринимателей, оказываются еще и директорами или сотрудниками фирм. Фирм, ставших победителями, например, в описанных выше запросах котировок…

Постскриптум

В понедельник я позвонил директору «Ульяновского областного медицинского информационно-аналитического центра» и спросил: «Какая фирма и на каком основании произвела замену пластиковых окон в доме №18А по улице Кузнецова, почему ремонтные работы в здании начаты до выявления победителей?» Директор пообещал перезвонить вечером. Вечером он сообщил, что доложил о моем звонке министру, который в это время находился в командировке в Москве, и что Федор Прокин по возвращению, в среду, хочет со мною переговорить. Утром в среду директор сказал, что до обеда Прокин – на совещаниях. Больше звонков не было… А в департаменте госзакупок Минэкономики области (организующем, так сказать «бумажную» работу по аукционам, торгам и запросам котировок), когда я сообщил им о том, что работы выполнены до окончания сроков подачи котировочных заявок, сильно удивились: «У нас таких случаев еще не было…»

Летом прошлого года в пресс-релизе о назначении Федора Прокина министром здравоохранения (и других назначениях в Минздраве), сообщалось, что «главная цель данных перестановок – установить жесткую управленческую вертикаль в системе здравоохранения области… У правительства области к прежнему руководству отраслью в последнее время был ряд претензий, прежде всего связанных с организацией дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготных категорий граждан».

Полгода спустя, оказалось, что претензий к организации ДЛО меньше не стало. Но к ним прибавились другие проблемы. Обратит ли правительство области на них свое внимание? Тем более, что дом №18А находится всего в 200 метрах от «белого дома».

На всякий случай, я направил эту статью губернатору Сергею Морозову и в ФАС…