Владимир Кочетков – путешественник. Десятки стран и сотни городов он исколесил на велосипеде – универсальном, по его словам, транспорте. Мы уже писали об этом удивительном человеке (27.09.2007 Н. Полат «На велосипедах до Баренцева моря» и «Экстрим на колесах»). И вот через полтора года новая встреча. В минувший четверг Владимир Кочетков делился своими впечатлениями со студентами Современной гуманитарной академии.
Как докатился до жизни такой?
Это был первый вопрос Владимиру.
– В буквальном смысле докатился… Первая страна моя – Польша. Это 12 лет назад было. С другом поехали. Автостопом рванули. Первый негативный опыт от путешествия тогда и получил. Не понравилось жутко, сидишь в машине, ничего не видно, еще и зубы водилам приходится заговаривать. А вот на следующий год уже решил на велосипеде поехать. Первые страны – Польша, Германия, Бельгия, Нидерланды, вернулся через Болгарию. Потом уже были Китай, Мексика… Австралия, Америка, Пакистан, Иран…
– Сколько всего?
– Да не знаю, не считал… В том году только для интереса подсчитал, сколько километров наколесил. Получилось около 80 тысяч. К слову, длина экватора 40 тысяч километров.
– Почему в основном один?
– В одиночку надеяться не на кого, только на себя.
– Языковой барьер не смущает?
– Достаточно знать немного разговорный английский – и все. Вот в Австралии когда был, так меня пригласили даже учителем работать. Нет, не английский, географию преподавать.
– Как готовитесь?
– Маршрут определяю, цели и задачи перед собой ставлю… Тренировки обязательно.
– И какие же цели?
– Да всегда разные…
– Экстрим?
– Нет. Его как раз стараюсь избегать. Но уж так получается, что он присутствует везде.
В Мексике, например, подходит ко мне небритый мексиканский мачо, ковыряет в носу мачетой и спрашивает, не американец ли я… Нет, – говорю, – русский. А-а-а, – разворачивается и уходит. С террористами тоже не встречался, да и воры по большому счету как-то обходили…
Какие люди там живут?
С аборигенами мне тоже, конечно, приходилось общаться, это они по телевизору огонь трением добывают, а на самом деле у каждого в кармане спички лежат – цивилизованные тоже. И за зверями с копьями уже давно не бегают, предпочитают мясо в магазинах покупать. Проще. Как они живут? Впечатления – не очень. Нищета ужасная. Фанерные дома, все с похмелья: и мужчины, и женщины. Убогие деревни у них на самом деле. Вот захожу как-то в такую в Австралии. Вокруг меня – белого человека – моментально митинг подвыпивших людей: сразу мне голову оторвать или чтоб помучился. Я достаю паспорт показываю, что из России. Пока они думают, в какой части Австралии находится Россия – ищу пути отступления. Вдруг смотрю – у одного гитара. Шестиструнка! Я им песню. Вот ведь сила музыки – подпевать что-то там мне стали. Пока они ее допевали, я на велосипед – и только собаки за мной.
Для чего?
На вопросы о целях своих путешествий Владимир не отвечал, как-то все время уходил от ответов, но из его рассказов становится ясно, что цели – это и посмотреть, каков он мир, люди, природа, и, наверное, самая главная цель – познать самого себя.
Места для своих путешествий Владимир выбирает загадочные и экзотические.
– Долина Смерти – местечко в горах. Почему – Смерти – понял, только сам там побывав. Летом там до плюс шестидесяти бывает. Я же был ранней весной – в марте, когда там сравнительно холодно, всего плюс тридцать. Красота там неописуемая: голубое небо, белые облака, желтые скалы, вечером – желтый туман. Это, конечно же, надо видеть.
В Мексике хотел посмотреть жизнь индейцев – самого выносливого народа, оказалось, что там тоже нищета. Природа? Понравилась. Природа – это единственное, что не может обмануть, человек может, а природа – нет, как же она может не понравиться.
В Индии когда был, хотел йогов увидеть, еду по улицам – нет. Оказывается, что центры занятий йогой у них существуют, но их очень трудно найти. Заходил. Сидят, бормочут что-то на хинди… Зато когда я стал йогой заниматься у них на улицах – они останавливались, удивлялись.
О правилах…
– Есть универсальное правило, как вести себя в незнакомой стране?
– Главное в другой стране не выглядеть букой. Если ты на контакт с людьми вышел – все, ты свой, тебе рады. Вот в Восточной Индии я буквально собирал за собой толпы народа, причем не специально. На рынке улыбнулся одному, другому. Все! Они подумали, что я у них покупатель, первый ко мне со своим товаром, второй тоже. И у тебя куплю, и у тебя… Так они буквально дерутся из-за меня и отдают свой товар за сущие гроши. Перед поездкой просил жену специальный костюм мне сшить – что среднее между пижамой и … черт знает чем. И вот я в этой пижаме у них на рынке, представляете. Я же белый, по их меркам – сэр, так они к светлокожим обращаются. И вдруг в бестолковом костюме…
Индия страна контрастов. И богатых много, и бедность удручающая. На том же рынке ребятня местная начинает просить у меня деньги. Поднимать экономику Индии в планы ну никак не входило – обычно берешь с собой минимум. Я встал на руки и немного походил… Мне стали деньги кидать. Вот, говорю, собирайте…
Что не поняли американцы
– А Вы законы в других странах нарушали?
– В Америке случай был. Еду как-то по автобану, чего по правилам делать никак нельзя. Накрыли через 11 минут. Машина милицейская. Тормозят меня, объясняют, что нарушаю правила. Разговаривали со мной, кстати, как с ребенком несмышленым. Разжевывают буквально, что я нарушил, и почему этого делать нельзя. «Ок, – говорю, – все понял». Еду дальше и тут мысль: «А одиннадцать минут – это одиннадцать минут или случайность?» Опять на автобан, опять накрыли. Через одиннадцать минут. Хм, все-таки одиннадцать… А по автобану хорошо так ехать, смотрю мне вроде как до определенного пункта и недалеко осталось, по автобану как раз минут 20-25, ну я в третий раз. И ровно через одиннадцать минут… Американцы. Тут уж предупреждением не отделался, занесли в компьютерную базу как нарушителя ПДД.
Кстати, такого безобразия на дорогах, как в нашей стране нигде больше нет, везде правило – это правило. Хотя… Индия тоже на этот счет. Там левостороннее движение. Многие с этим законом не согласны и вводят свой – правостороннее. Вот если ты там ни с кем не столкнулся – считай, праздник! Я дня три к этому безобразию привыкал, ничего – освоился.
Что особо полюбилось…
– Семь чудес света от Владимира Кочеткова.
– Первое – это, безусловно, наша Никольская гора в Сурском. Чем больше колесишь, тем больше понимаешь, что самое чудесное находится рядом.
Дальше – дерево сихвои. Представляете, сто метров в диаметре и высота, это надо, однозначно, только видеть. Это было третье дерево в мире по величине.
Третье – это Великая китайская стена. На вершине холма… 10 метров толщина основания. Столько труда – у меня в голове не укладывается. Еще Гранд Каньон, южный берег Австралии, 12 апостолов, Долина Смерти…
А дальше…
– Куда хочется еще попасть?
– На остров Пасхи в Новой Зеландии, но мне хочется и юг Америки захватить, если повезет – еще заодно и на Тасманию… а в принципе, у меня сейчас во всех этих путешествиях появился особый интерес – книги вот пишу, сейчас работаю над третьей книгой, там художественные произведения, основанные на реальных фактах, опыт, накопленный в путешествиях.
– Пусть у Вас все сбудется и попутного вам ветра!
P.S.: Владимир Кочетков на самом деле удивительный. И поражает в нем не только страсть к путешествиям, а, наверное, еще необычайная жажда жизни и стремление познать весь этот необъятный мир. Вот уж, действительно, очарованный странник.