«Мы все грешны, так как работаем в театре!» – говорят служители храма Мельпомены. Трудно поверить, но раньше актеров хоронили за пределами кладбища. Считалось, что раз человек «примеривает» на себя судьбы других людей, это – от дьявола. Но ведь есть понятие «дар Божий». Это именно то, чем наделены абсолютно все актеры нашего театра Драмы, отмечающего, кстати, в этом году свое 222-летие! Люди, большую часть своей жизни проводящие на сцене, радуют нас настоящим Искусством, вкладывают в свою работу весь свой талант, душу, эмоции… Сегодня, в День театра, мы рассказываем о закулисье Ульяновской Драмы.
Под присмотром Сталина
В гримерке Михаила Петрова (которую он делит со «старейшиной» Драмтеатра – Алексеем Дуровым, играющим уже 42-й сезон!) висит огромный портрет Сталина.
– Мне его подарил друг, – рассказывает Михаил. – А история такова. Отец его сослуживца работал водителем у самого Берии. Говорят, что когда-то этот портрет висел на даче у Лаврентия Палыча.А потом его передали в Ульяновский КГБ. Повесили на почетное место, в «красный уголок»
Когда имя Сталина перестало быть «святым» для советских граждан, портрет из «красного уголка» убрали. Рассказывают, что группа захвата тренировалась на нем – использовала в качестве мишени, чтобы метать ножи. Так что мне он достался изрядно потрепанным. Я его подлатал… И повесил. Как известно, актеры частенько любят собирать все, что связано со старыми временами. Ну а еще, вдобавок, взгляд Иосифа Виссарионовича очень дисциплинирует!
«Пивной» «бронепоезд»
На сцене идет спектакль «Броне-поезд-69». Матросы, рабочие, красногвардейцы собрались, шумят… Ждут человека. В это время в закулисный буфет привозят свежее, холодное пиво. Среди народа пополз шепот: «Пиво, пиво…… На
сцену выскакивает человек, которого все ждали. И… громко кричит: «ПИВО!». Все просто падают.
Царевич-самурай
Случай из разряда театральных «ужастиков». Детский спектакль. Иван-Царевич, как и положено, пытается спасти Василису Прекрасную, закованную злым Кощеем в цепи. Актер делает огромный замах… Меч из его рук выскакивает и отлетает в осветитель-скую ложу, рикошетит о стену и падает прямо в зрительный зал! Аккуратненько так, никого не задев. Шокированный Иван-Царевич подходит к краю сцены… Ему подают меч. А одна из учительниц шепотом так, дрожащим голосом говорит: «Осторожнее надо…».
«Покушение» на власть
Вообще с бутафорским оружием связано много историй. Уж больно часто оно ломается – бои-то на сцене ставят настоящие! Во время премьеры спектакля «Изобретательная влюбленная» тогдашнего губернатора Шаманова посадили в первый ряд. Во время сцены дуэли шпага в руках актера ломается и ее кусок летит… прямо в главу региона. Охрана в панике! Герой просит сделать ему более крепкое оружие чтоб, не дай Бог… И вот второй день. Та же «Изобретательная влюбленная», та же сцена дуэли. В зале уже мэр Романенко, но на втором ряду. И в этот момент шпага… разламывается надвое, и ее кусок опять же летит в сторону высокого чиновника! Просто рок какой-то.
Еще один случай – спектакль «Ромео и Джульетта». Парис сражается с Ромео. Последний должен присесть, чтобы противник не ударил по нему шпагой. Но Парис нечаянно поднимает шпагу… Оружие Ромео ломается, и обломок летит прямо в зрительный зал. После спектакля его пытаются найти. Никак! Судя по всему, кто-то из зрителей забрал его с собой. Однако обломок все-таки обнаруживается – он торчит прямо в центральной двери! Пролетел через весь зал и никого не задел! Будто ангел-хранитель спас…
Дьявольская скульптура
Ставили в нашем Драмтеатре спектакль «Дьявол и Господь Бог». Скульптуру Дьявола соорудили из отходов – бумаги, картона, папье-маше… Делали во время поста. И, что самое удивительное, после этого реквизиторам стало плохо. Будто отравились чем-то.
Шикарная постановка пробыла на нашей сцене недолго. А скульптуру отправили на задний двор театра. От греха подальше…
Спасатели с винтовками
Репетиция спектакля «Любовь Яровая». Актеры в костюмах -тельняшках, кожанках, подпоясанные маузерами, с винтовками в руках… Вдруг крик: «Горит «Кошкин дом!» – дом, где жили многие актеры. Народ, как был -в тельняшках, кожанках и с винтовками в руках – выбегает на улицу – помогать тушить. Люди на улице в шоке.
«Погром» на «Маскараде»
В Хабаровске привезли на гастроли постановку «Маскарад». В реквизите -восемь огромных колонн, диаметром полтора метра каждая. Но очень легких по весу! Начинается спектакль, занавес отъезжает вбок… И потоком воздуха все эти колонны сносит! Зритель рыдает от смеха, реквизиторы полчаса восстанавливают порушенные декорации. На том же спектакле роль Каза-рина отдают молодому актеру -«старый» исполнитель заболел. Он долго учит слова, волнуется… Дело доходит до 10-й картины. Казарин должен сказать Арбенину: «Ты полно, брат, личину-то сними!». И молодой актер забывает все, что учил! Ему подсказывают из-за кулис -раз, второй, третий… Наконец он выдает то, что услышал: «Ты полный, брат, лучину-то сломи!».
Дальше игра актеров была просто парализована из-за смеха.
P.S. Есть такой хороший фильм -«Повесть о настоящем артисте». Главный герой – Евгений Евстигнеев – играет провинциального актера. И говорит такой тост: «В театр не приходят, а попадают – как под колеса поезда или в тюрьму!»
Театральные приметы
• Самая главная – в здании театра нельзя грызть семечки. Не будет зрителей!
• Нельзя переступать через «святую святых» – рампу. И даже спускаться в зал по лестнице, сбоку сцены. Но только во время репетиции или спектакля. Если режиссер просит актера подойти, он идет за кулисы, проходит через фойе и входит в дверь зала.
• Многие актеры перед выходом на сцену крестятся, ставят в гримерной зажженные свечи.
• Перед некоторыми спектаклями актеры берут друг друга за руки, потом стучат по дереву и говорят: «Ни пуха ни пера! К черту!». Правда, в последнее время это высказывание изменилось на «С Богом!».
• Перед премьерой, за три дня, не желательно мыть голову. А стричься категорически запрещено!
• На репетицию нужно приходить, надев какую-нибудь деталь от костюма. Помогает лучше вжиться в роль!
• Некоторые актеры оставляют текст роли на столике гримерной – он лежит там до самой премьеры. Если текст падает на пол, нужно срочно на него сесть! А молодые актрисы частенько рисуют на тексте образы своих героинь. С одного такого рисунка даже сделали костюм для роли!
• Если на сцене найдешь гвоздь, нужно его тут же вбить! Чем больше гвоздь, тем крупнее будет роль. • «Ну а самая главная примета – театр еще жив! А вообще все приметы – к деньгам!» (Борис Александров).
Самая большая байка – то, что театр до сих пор жив! Если партнер споткнулся – помоги ему упасть!
Кстати
В нашем театре есть свое привидение! Чаще всего его видят пожарные, которые, по долгу службы, делают обход здания по ночам. Высокую фигуру в белом балахоне видели на галерке и на сцене, на чугунной лестнице в старом здании театра. Частенько на малой сцене актеры слышат непонятные голоса и даже звон цепей. Рассказывают, что когда-то в нашем театре работал монтировщик. И будто бы он покончил с собой из-за несчастной любви к актрисе…