Правительство Ульяновской области решило использовать международный опыт создания индустриальных (промышленных) зон для повышения инвестиционной привлекательности. Первые инвесторы уже начали занимать места. Эксперты считают, что промзона может стать дополнительным стимулом при принятии инвесторами решения о выборе площадки, однако из-за достаточно высоких рисков для вкладываемых федеральных и региональных средств в России подобных зон пока немного.

В конце февраля в правительстве Ульяновской области при участии председателя счетной палаты Сергея Степашина состоялась презентация промышленной зоны «Заволжье», размещенной в Заволжском районе Ульяновска. Вскоре после этого на встрече губернатора области Сергея Морозова с министром экономического развития и торговли РФ Эльвирой Набиуллиной была достигнута договоренность о том, что «проект региональной промышленной зоны «Заволжье» получит федеральную поддержку». 10 марта презентация промзоны прошла на выставке MIPIM-2008 в Каннах. Побывавшая на презентации министр экономического развития и торговли РФ Эльвира Набиуллина выразила готовность оказать промзоне «Заволжье» федеральную поддержку.

Впервые идея создания промзоны (в международной терминологии применяются еще такие названия, как Industrial zone, Industrial park, Industrial estate, Industrial district) территории Заволжского района была озвучена в июле минувшего года губернатором Сергеем Морозовым. «Наши главные усилия в 2008 году будут сосредоточены на формировании Индустриального парка, — сказал губернатор. — В рамках реализации этого проекта планируется сформировать новую промышленную зону, обеспеченную всеми необходимыми инженерными коммуникациями для создания новых производств». По мнению губернатора, создание зоны позволит в течение пяти лет построить «не менее восьми новых современных предприятий, привлечь около 15 миллиардов рублей инвестиций, создать несколько тысяч новых рабочих мест и получить около 2,5 миллиарда рублей дополнительных налоговых отчислений».

Уже в марте законодательным собранием области была принята областная программа «Формирование и развитие промышленных зон в Ульяновской области на 2008-2010 годы».

По словам вице-премьера областного правительства Александра Пинкова, смысл промышленных зон в том, что будущим инвесторам готовятся все условия для размещения промышленного производства, что значительно увеличивает инвестиционную привлекательность региона. «Наша задача — создать всю необходимую инфраструктуру этой зоны за счет муниципального и областного бюджетов, — сказал „Ъ“ Александр Пинков. — Сюда входят инженерная инфраструктура, коммуникации, электрические сети, автомобильная и железная дорога… Мы уже ведем активные переговоры с РАО «РЖД» по поводу их участия в строительстве железнодорожных подъездных путей. РЖД это должно быть выгодно, поскольку наши расчеты показывают, что у нас вагонооборот увеличится почти в 4 раза — с 56 тысяч вагонов в 2006 году до 198 тысяч в 2010-м».

ЗОННАЯ ПРОБА

В открытой печати отсутствует четкий анализ существующих в России промышленных зон (индустриальных парков) и их эффективности. Как пояснил замдиректора областного департамента инвестиций Александр Смекалин, подобные промышленные зоны в России только начали создаваться. Среди уже существующих эксперты выделяют Камский индустриальный парк «Мастер», созданный в Набережных Челнах на базе КамАЗа и ориентированный на машиностроительную отрасль; при алюминиевых заводах «Русала» действуют площадки промпарка «Сибирь»; компания «Новая площадь» строит индустриальный парк в Архангельской области, ориентированный на переработку древесины. «Химический» V-Park намерена создать Noble House во Владимирской области, итальянский промышленный парк ассоциации АМР «МаркеРуссия» анонсирован в Дмитровском районе. В 2009 году будет введена в эксплуатацию первая очередь индустриального парка «Шексна» в Вологодской области. На MIPIM-2007 был представлен проект индустриального парка «КалугаЮг» для высокотехнологичных производств автомобильной промышленности. Подход, когда подготовку промзоны обеспечивают региональные и муниципальные власти, применяется в Липецкой и Калужской областях.

Полностью частных индрустриальных парков (промышленных зон) пока, как отмечают эксперты, в России практически нет, хотя в конечном итоге предполагается, что они будут именно такими. По данным девелоперской компании Leeds Property Group, для успешного функционирования индустриального парка необходимо соблюсти следующие условия: расстояние от магистрали — 25-40 км; размер участка — от 30 га; расположение на основных транспортных направлениях; наличие достаточного количества офисных, складских и производственных помещений; полное техническое оснащение; развитая инженерная и социально-бытовая инфраструктура.

По словам господина Пинкова, подобные зоны областные министры увидели во время визита в Китай. «Там настолько глубоко подготовлена инфраструктура, что все асфальтировано, построены нужные помещения, даже еще транспорта нет — а они уже протянули линии для троллейбусов», — сказал вице-премьер.

•Согласно определению UNIDO (Организации ООН по промышленному развитию), «Индустриальный (промышленный) парк — это участок земли, развитый и разделенный на сегменты в соответствии с всеобъемлющим планом, с сооружениями или без них, общей инфраструктурой и предназначенный для использования группой промышленников». Индустриальные парки, в которых делается упор на промышленность, иногда путают с технологическими — технопарками, стратегия которых — инновации, хотя эксперты считают, что в идеале и те, и другие должны работать в связке в составе промышленного кластера. В настоящее время в мире существует более 20 тысяч индустриальных зон и количество их постоянно возрастает. В различных странах индустриальные зоны определяются на институциональной основе, в рамках законодательства по развитию регионов, отраслей или привлечению прямых иностранных инвестиций. Первый промышленный парк появился в 1896 году в Англии, когда на 10 гектарах земли вдоль Манчестерского морского канала была создана транспортная и инженерная инфраструктура, а земельные участки стали сдаваться в аренду промышленным компаниям. Там, в Траффорд-парке, был размещен первый в Европе автомобильный завод Форда. Активно развивает промышленные зоны Китай, его опыт стала перенимать Индия. Китайский опыт хорошо прижился в Казахстане. Промышленная зона «Заволжье» площадью в 500 гектаров находится в Заволжском районе между основной промплощадкой самолетостроительного завода «Авиастар-СП» и аэродромом «Ульяновск-Восточный». Как отмечают специалисты, «зоны, более готовой к употреблению», нигде не найти — в непосредственной близости проходят шоссейные дороги, федеральная трасса «Ульяновск-Самара», на границе зоны — железнодорожная ветка, в семи километрах — международный аэропорт «Ульяновск-Восточный». Также рядом — район авиастроителей с относительно высоким уровнем безработицы, что позволит привлечь недорогую рабочую силу.

Первый вице-премьер областного правительства Владимир Козин напомнил, что в минувшем году Ульяновской области Рейтинговым агентством АК&М присвоен кредитный рейтинг категории «А», характеризуемый высоким уровнем надежности и низкими рисками исполнения обязательств. Используя новый рейтинг, облправительство планирует выпустить облигационный займ, что позволит увеличить ассигнования на развитие инженерной инфраструктуры промзоны, заявил господин Козин. Несмотря на то что новая площадка пока не обеспечена, как запланировано, водоснабжением, канализацией, электроэнергией и газопроводом, решение разместить свои производства на территории зоны приняли четыре крупные компании: американская AclipsAviations (производство самолетов нового поколения Eclips 500), международная компания SABMiller (производство пива), американская компания MARS (один завод по производству кондитерских изделий, второй — по производству кормов для животных), московская компания УК «Столичные овощи» (выращивание элитных цветов на закрытом грунте). По информации департамента инвестиций, в 2009 году в новой промышленной зоне ожидается строительство еще двух крупных предприятий, названия и профиль которых пока не раскрываются. Из неофициальных источников известно, что одна из приходящих компаний будет заниматься производством автокомпонентов. Количество инвесторов, планирующих размещение производств в «Заволжье», может достичь десяти. Как отметил господин Козин, в июле будет завершена работа по строительству электрических подстанций, проведению электрических сетей, прокладке водопровода. В сентябре завершится прокладка газопровода и канализации. Компания SABMiller уже ведет работы по подготовке своей площадки, MARS выходит на площадку в апреле. Наряду с промзоной «Заволжье» планируется создание промзоны «Новоульяновск». На финансирование работ по подготовке инфраструктуры промзон Ульяновской области в 2008 году будет выделено около 231 млн рублей, из них 150 млн — из областного бюджета, 81 млн — из бюджета Ульяновска на дороги и электросети. На газификацию участков пока выделяется 15 млн рублей. По мнению наблюдателей, этих средств явно недостаточно. «Таковы расчеты, имеем, что имеем», — ответил на это один из чиновников облправительства.

По словам первого вице-премьера, инвесторы, приходящие в промзону, будут находиться еще и под «административным зонтиком». Со всеми муниципальными структурами уже подписаны отдельные соглашения, где зафиксированы предельные сроки рассмотрения документов. Так, максимальный срок оформления земельного участка теперь должен составлять не более 180 дней с момента подачи заявки. Компания SABMiller потратила на это 137 дней.

Ожидается, что общий объем инвестиций по проектам, вошедшим в состав промышленной зоны, составит 10 млрд рублей. Общий объем налоговых отчислений вновь созданных предприятий в бюджеты всех уровней превысит 1 млрд рублей в год. Планируется, что будет создано более 2 тысяч новых рабочих мест, а с учетом создания смежных производств работу получат около 12 тысяч человек.

По мнению аналитика компании «Тройка-Диалог» Антона Струченевского, наличие промзоны — «безусловно, плюс для инвесторов». «Это нормальный и разумный подход, — сказал господин Струченевский. — Фактор наличия готовой инфраструктуры бывает очень важен для инвесторов, известно, что многие проекты буксуют только из-за того, что нет рядом дороги, или проблемы с энергетикой. Хороший пример — Елабуга, где после создания промзоны ощущается интенсивный приток иностранного капитала. В России подобных зон не так много, но надо понимать, что регионы стараются относиться к их созданию аккуратно, поскольку ошибка может дорого стоить для федерального и регионального бюджетов, для самих инвесторов».

Областной вице-премьер Александр Пинков считает, что промзона с ее готовой инфраструктурой станет особо привлекательной для инвесторов, что позволит всерьез конкурировать с другими регионами. Компания MARS очень долго принимала решение о том, где разместить свое производство, — в Самаре, Саратове или Ульяновске. «Для нас крайне важно, какой инвестиционный климат в регионе», — отметила директор по корпоративным вопросам компании Лариса Иноземцева.