В юбилейный для нашего города год мы начинаем рассказ о самом ценном, что есть в Ульяновске, – замечательных людях. Интересные, порою сложные, судьбы, жизнь, которую невозможно представить без любимой работы.
Люди, о которых пойдет речь, сделали очень много, каждый на своем поприще, и заслуженно носят звание «почетный гражданин города Ульяновска». В сегодняшнем номере мы расскажем о Латышеве Юрии Ивановиче, едва ли не самом знаменитом учителе истории в городе.
Кажется невероятным, что историком и педагогом Юрий Иванович стал благодаря стечению обстоятельств. Болезнь матери не позволила ему поступить в Московский авиационный институт. Тогда Латышев вынужден был остаться в Саранске, где стал студентом истфака, а позже перевелся в Ульяновск. «Теперь я понимаю, что учился не в провинциальном вузе, – говорит Юрий Латышев. – В то время в Ульяновском педуниверситете работали выдающиеся преподаватели и ученые». В пятидесятые годы было и совершенно другое отношение к учителям. Это сегодня профессия считается непрестижной, а тогда ее представители пользовались заслуженным уважением.
46 лет рабочего стажа из 54 Юрий Иванович посвятил школе №44 (сегодня гимназия № 44 имени Деева), он и сейчас преподает здесь историю и обществознание. Латышев разработал собственную «технологию» обучения, суть которой он сводит к изречению немецкого педагога Дистервега: «Пастух обязан привести лошадь к водопою, а пить воду она должна сама». Это в корне меняет роли учителя и ученика. Если традиционно школьник рассматривается как чистый лист, на который «накладываются» знания, то ученики Юрия Ивановича приходят на урок уже подготовленными, готовыми к диалогу с учителем. А знание закрепляется в диалоге. «Я всегда говорю ребятам, что они должны уметь самостоятельно овладевать знаниями и излагать свою позицию, – говорит Юрий Латышев. – Они у меня приучаются читать газеты».
Латышев был первым, кто стал применять на уроках истории лингафонную лабораторию. В отдельном кабинете находятся восемь кабинок, где сразу несколько учеников в течение 15 минут рассказывают учителю освоенный материал домашнего задания. Педагог слушает ответы попеременно, причем ни один из школьников точно не знает, когда его «кабинет» прослушивается. В это время остальные ученики класса работают над домашним заданием в парах. Вместо учителя их проверяет консультант. Невероятно, но на уроке никто никогда не бездельничает, запоминают основное даже те, кто пришел неподготовленным. С 90-х годов Юрий Иванович ведет недельный семинар республиканско-областной школы педагогического опыта, где проходят подготовку учителя со всей России и региона. Его достижения отмечены многочисленными наградами: орденом Почета, почетным знаком «За выдающийся вклад в воспитание граждан новой России» и другими. В 2005 году Юрию Латышеву первому в регионе присвоено звание «Народный учитель России».