В соответствии со ст. 6.1. Федерального Закона РФ № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии со ст. 6.2. указанного Закона в состав предоставляемого набора социальных услуг включается предоставление детям-инвалидам при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании.
В Ульяновской области функционируют 15 областных государственных образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых по состоянию на 03.03.2008 г. воспитываются 1154 воспитанника, в т.ч. 94 ребёнка – инвалида, из которых по медицинским показаниям не подлежат оздоровлению 52 ребёнка-инвалида.
В соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разработанными бюро медико-социальной экспертизы, по медицинским показаниям оздоровлению подлежит 42 ребёнка из общего числа воспитанников из категории детей-инвалидов.
Финансирование расходов по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение детей-инвалидов осуществляется за счёт средств федерального бюджета через Фонд социального страхования Российской Федерации. Обеспечение путёвками детей-инвалидов производится в порядке общей очереди. На момент проверки прокуратурой Ульяновской области в декабре 2007 года состояли на учёте в региональном отделении Фонда социального страхования на предоставление путёвок на санаторно-курортное лечение 11 воспитанников из ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Ульяновского специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнёздышко».
За период с 2005 по 2007 годы санаторно-курортное лечение получили всего 16 воспитанников ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ввиду того, что дети-инвалиды из числа воспитанников указанных учреждений санаторно-курортными путёвками за последние 3 года практически не обеспечивались, руководители 4 учреждений в соответствии с ч. 3 ст.6.3. Федерального Закона РФ № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» отказались в 2007 году от социальных пакетов на 2008 год с заменой на денежную компенсацию каждому ребёнку-инвалиду:
Базарносызганская школа-интернат – в отношении 6 детей-инвалидов;
Павловский детский дом – в отношении 1 ребёнка;
Чердаклинский детский дом – в отношении 1 ребёнка;
Крестовогородищенская школа – интернат – в отношении 14 детей-инвалидов.
На личные счета воспитанников перечисляются ежемесячные денежные выплаты с учётом стоимости набора социальных услуг (513 руб.).
Администрациями указанных учреждений проводится работа с органами здравоохранения по оздоровлению данной категории детей – инвалидов на базе оздоровительного санатория «Юлово».
Управлением по охране прав несовершеннолетних Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних в 2008 году организован и проводится еженедельный мониторинг постановки на учёт в ФСС указанной категории детей.
В январе – марте 2008 г. на учёт для получения путёвок на санаторно-курортное лечение в Ульяновское региональное отделение ФСС РФ были поставлены ещё 8 детей-инвалидов из областных государственных образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, по состоянию на 19.03.2008 г. на учёте в Фонде социального страхования Российской Федерации ФСС состоит 19 детей – инвалидов из числа воспитанников.
Управляющему Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации Пузракову Ю.А. было направлено письмо Министерства образования Ульяновской области от 11.02.2008 г. № 604 об оказании содействия в предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение детям-инвалидам из числа воспитанников областных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 19.03.2008 г. не оформлены документы для постановки на учёт на 1 ребёнка из детского дома «Соловьиная роща», в настоящее время ребёнок прооперирован в г. Москве, после операции будет проведено переосвидетельствование инвалидности.
В плане работы Управления по охране прав несовершеннолетних Департамента профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних Министерства образования Ульяновской области на 2008 год предусмотрены контрольные выезды в областные государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью проверки устранения замечаний прокуратуры области по защите прав детей-инвалидов на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение.
В феврале – марте 2008 года осуществлены проверки организации работы с детьми-инвалидами в областных государственных образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: «Остров детства» (Новодольский детский дом), «Радуга» (Чердаклинский детский дом), Белозёрская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, Базарносызганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Лицензию на осуществление медицинской деятельности из 15 ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет только ОГОУ «Дом детства».
Основной причиной отсутствия медицинских лицензий является недостаточное материально-техническое обеспечение медицинских блоков учреждений, которое не соответствует лицензионным требованиям.
В настоящее время в связи с завершением капитального ремонта лечебного корпуса и столовой в Белоозёрской специальной (коррекционной) общеобразовательная школе – интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья администрацией указанного учреждения оформляются документы на получение медицинской лицензии.
Остальным 13 областным государственным образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджет 2008 года заложены средства на материально-техническое обеспечение медицинских блоков с целью осуществления лицензирования на медицинскую деятельность в размере 348,7 тыс. рублей.