После выхода статьи ««Цезарь» в Минздраве» («НГС» от 27 марта) было много звонков читателей. Напомним, в статье шла речь о конкурсах, объявляемых Минздравом области на ремонт здания по улице Кузнецова, 18А («Ульяновский областной медицинский информационно-аналитический центр»). Обнаружилось, что ремонт кровли, сантехнические и электромонтажные работы в этом здании начались еще до заключения госконтрактов с победителями конкурсов, что является нарушением федерального закона №94. Но самым очевидным нарушением оказалась замена 68 окон на пластиковые. Несмотря на то, что срок подачи конкурсных заявок – по 2 апреля, уже 26 марта работы по замене окон были закончены…

А звонили пожилые и молодые, предприниматели разного «калибра». Вряд ли нужно называть имена и фамилии звонивших. Люди возмущались, рассказывали о безобразиях в ульяновском здравоохранении, о молчании власти по поводу всех безобразий. И еще говорили: «Спасибо за статью»…

За что – «спасибо»?

Первым позвонил предприниматель и спросил: «Неужели все написанное – правда?» Конечно, правда. Желающие убедиться могут зайти на сайт правительства области в раздел госзакупок, и, затратив полчаса, найти все документы, которые подтвердят изложенные в статье факты. А для убедительности могут посмотреть на здание № 18А по улице Кузнецова. Если удастся, то заглянуть и в отремонтированные кабинеты здания (кстати, конкурс на их ремонт не объявлялся, что является очередным нарушением федерального закона и сомнительным расходованием бюджетных средств)…

Другой предприниматель не сомневался, что описанное в «Цезаре» соответствует действительности. Больше того, высказал свое мнение: «С конкурсов, проводимых таким образом, «кормится» не один чиновник…»

Читатели возмущались и сочувствовали врачам, которым запрещают выписывать рецепты на льготные лекарства: «Жалко врачей, ведь их заставляют. А если они не послушаются, то останутся без работы. Кто их после скандала примет? Я отправлю статью в Москву Голиковой. Пусть посмотрят, какие безобразия творятся в Ульяновске».

Пенсионеры-инвалиды жаловались на то, что соцстрах гоняет по кругу и не дает путевок на санаторно-курортное лечение. Новогородцы рассказывали о безобразиях, творящихся в поликлинике №6.

Сотрудники Минздрава сказали, что быстро «вычислили» тех, с чьей подачи появилась статья. Мол, это – недовольные, которых Федор Прокин, придя в Минздрав, уволил.

Крайним был звонок от предпринимателя: «А эта статья – не месть?» После разговора сокрушался («Неужели такое возможно?») и спросил: «А вы не боитесь?»…

И, повторюсь, почти все читатели говорили «спасибо» и выражали надежду, что после статьи что-то «сдвинется»…

Попытки сдвинуть

По поводу «сдвига» скажу, что статья и жалобы были направлены губернатору, прокурору области и в антимонопольную службу. Из администрации области сообщили, что обращение получено, зарегистрировано и доложено Сергею Морозову 28 марта. 31 марта статья и жалобы были на столе прокурора Валерия Малышева. Антимонопольная служба рассматривает жалобу в день выхода этой статьи, 3 апреля…

Депутат заксобрания Александр Кругликов обещал лично заняться проблемой: «Абсолютно убежден, что нужно сделать официальный запрос в правоохранительные органы, чтобы проверили все факты». У депутатов есть несколько видов официальных писем: обращение от своего имени или депутатский запрос. Запрос имеет больший вес, чем обращение. Однако решение о направлении запроса принимается голосованием депутатов на заседании заксобрания. И Кругликов сомневается, что удастся «проголосовать» запрос от имени депутата-коммуниста: «Вряд ли они на этот шаг пойдут. Потому что команда в исполнительной и законодательной власти работает одна и та же».

А еще Александр Леонидович рассказал о системе электронных торгов, позволяющих исключить вредное влияние «чиновничьего фактора» на результаты конкурсов: «Электронная система успешно работает во многих регионах России. По самым скромным подсчетам ее внедрение могло принести в бюджет области больше 400 миллионов экономии рублей в год. Экономия получается на цене и на прозрачности, ведь компьютерную систему не обманешь».

Оказалось, что в прошлом году депутат Вячеслав Алексейчик уже предлагал правительству области внедрить современные разработки в технологию областных госзакупок.

Воруйте с прибыли, а вы с убытков воруете!

Эту мрачную шутку я слышал не один раз от чиновников и депутатов разных уровней. Говорят, что дело – в российских традициях: по подсчетам экспертов, около 20% бюджетных средств (в среднем по России) уходит «налево». И при этом жалоб на недостаточность бюджетного финансирования не становится меньше.

94-й федеральный закон призван экономить бюджеты с помощью конкурсов. Этот закон уже доказал свою эффективность. Но, как и всякий закон, 94-й тоже пытаются обойти. Ремонт здания ульяновского медцентра – лишнее тому подтверждение. Поэтому в конце прошлого года федеральная антимонопольная служба (ФАС) России сообщила о намерении внести в 94-й закон ряд поправок, которые зафиксируют (то есть сделают обязательными) часть госзакупок, которые нужно производить через электронные торги.

Торги в Интернете уже доказали свою эффективность, и для многих регионов России сэкономили миллиарды рублей. Где экономия? Снижаются расходы, связанные с подготовкой сделок, сокращается длительность телефонных переговоров, сводится к нулю бумажный документооборот и затраты на информационное обеспечение сделок. Себестоимость проведения одного электронного аукциона в десять раз меньше традиционной конкурсной процедуры. А если конкурсов за год проводится тысяча?..

Больше того, многократно увеличивается доступность госзакупок для разных участников. Их число увеличивается, что позволяет сэкономить больше бюджетных денег. Наконец, участвовать в конкурсе можно, находясь в любой точке мира, где есть подключение к Интернету.

Например, в Белгородской области комплекс электронных торгов был создан в начале 2003 года. И в этом же году было проведено 253 закупки на сумму 966 миллионов. Эффективность торгов составила 16,05% (на эту величину была снижена максимальная сумма лотов). В номенклатуре товаров, выставляемых на белгородские электронные торги, в 2003 и 2004 годах преобладали медикаменты и изделия медицинского назначения, медицинское оборудование, автомобильная и сельскохозяйственная техника…

У наших соседей, в Татарстане, Интернет-портал агентства по госсаказу заработал в 2002 году (а в 2006-м портал был признан лучшим в России). Зайдя на сайт татарского портала, я увидел статистику по госсаказу республики на 30 марта 2008 года. Из 3324 конкурсов 1169 (35%, на сумму 374 млн. руб.) были проведены в форме электронного аукциона. Больше тысячи – всего за три месяца!

Площадки для электронных торгов созданы уже в десятках республик, областей и муниципальных образований России…

Именно такую систему госзакупок депутат заксобрания Вячеслав Алексейчик предлагал внедрить в Ульяновской области еще в прошлом году. Алексейчик изучил опыт нескольких регионов, обсуждал возможность создания ульяновской электронной площадки в Москве. Но в ульяновском правительстве решили: «Нам это не нужно»…

Почему в Ульяновской области можно только рассуждать о борьбе с коррупцией, придумывать должности уполномоченных по противодействию коррупции, но не предпринимать реальных и эффективных шагов в борьбе с коррупцией, непонятно. Или понятно?..

Немного статистики. За 9 месяцев 2007 года ФАС рассмотрела 7 тысяч жалоб на организаторов проведения госзакупок. Обоснованными признаны 58% жалоб. За этот период ФАС выдала 2808 постановлений о привлечении к административной ответственности. Сумма уплаченных штрафов составила 4,68 млн. руб. (в среднем, всего по 2 тысячи рублей за одно нарушение). Копейки…

Постскриптум

Честно говоря, я искренне не понимаю, за что читатели говорят «спасибо». За доставленную им головную боль? За то, что узнают правду о закулисных сделках?

А по поводу – не боюсь ли я?..

1 апреля в прямом эфире я вел радиопрограмму «Симбирский разворот». В гостях программы был известный ульяновский предприниматель Хамза Ямбаев. По традиции, в эфир «Симбирского разворота» звонят слушатели, и после одного заявления Ямбаева, в телефонной трубке прозвучало: «Меня зовут Михаил, я – налоговый инспектор. Только что Хамза Рахибович сказал о таких вещах, что я завтра приду к нему…»

В данном случае, неважно, о чем сказал Ямбаев. Важно, что этот налоговый инспектор не боится в прямом эфире делать подобные заявления. А ведь он по собственному желанию не имеет права прийти с проверкой. Ему нужно, как минимум, получить письменное предписание начальника инспекции на проведение проверки…

Так что мне больше интересно – почему не боятся те, кто нарушает закон, и, как своими, распоряжается бюджетными деньгами. Нашими деньгами…

А о том, как сдвигается дело Минздрава, надеюсь, мы расскажем через неделю.