Редкий район нашей области может похвастаться сохранностью хотя бы части имущества своего потребительского общества. РайПО, которым в добрые советские времена принадлежали магазины, роскошные универмаги, столовые, пекарни, где население на услуги или товары повседневного спроса тратило копейки, в своём большинстве приказали долго жить. Сейчас частными магазинами или кафе, коих в сёлах развелось чуть ли не десятки, никого не удивишь. Государственные же предприятия, созданные пайщиками, под предлогом их убыточности стали потихоньку закрываться и распродаваться. Непростая ситуация сложилась в Старомайнском районе…

Там с 2000 года председательствует Нина Макарова. Когда она заступила на этот пост, в районе действовало более 50 торговых точек, хлебозавод с высокой производительностью, столовые, колбасный цех. РайПО владел приличным автопарком. Всё это работало и неизменно приносило доход. Особенно преуспевало хлебопёкство, потому что, как говорят специалисты, выпечка хлебобулочных изделий не может быть убыточной. Наоборот, это «золотое дно», что относится и к хлебозаводу, двери которого закрыты больше года.

Но вернёмся к разговору о деятельности нового председателя. Когда пайщики избирали Макарову, они доверили ей своё имущество, которое работало бы на благо населения. Но спустя два-три года Нина Андреевна вдруг начала, как рассказывают люди из инициативной группы пайщиков, распродавать здания и помещения, не выставляя их на торги и не согласовывая продажу с пайщиками, что является грубым нарушением Устава. В частности, были проданы магазины в Кокряти, Матвеевке, Жедяевке, Лесном Никольском, Красной Реке, а в райцентре – «Юбилейный» и «Нижний» и другие. Сельские магазины РайПО остались только в Русском и Татарском Урайкине. Кроме этого, в 2001 году проходила перерегистрация юридических лиц, к коим относится и РайПО. Но оно не сделало этого, допустив ещё одно грубейшее нарушение, а соответствующие госслужбы как будто бы ничего не заметили. Сейчас в РайПО числится всего три (!) человека: сама Макарова, бухгалтер и юрист.

О своих действиях председатель обязана была отчитаться перед пайщиками по всему району, но она этого не сделала и не делает вот уже на протяжении четырёх лет: не проводит общих собраний, а собрания пайщиков проводит без уполномоченных, в узком кругу своих подчинённых. Инициативная группа пайщиков обращалась письменно в правоохранительные органы и в вышестоящую организацию – облпотребсоюз. Пайщики просили также дать в местной газете объявление о назначении даты собрания пайщиков. Узнав об этом, Макарова поспешно отчиталась в Русском Урайкине, предложив там себя в уполномоченные, в конторе ЖКХ – его начальника, в столовой перед своими 12 работниками, где в уполномоченные попала подруга Макаровой. В универмаге она собрала только второй этаж, где тоже предложила кандидатуру другой подруги. На всех этих собраниях она говорила, что всё в порядке, ничего не продаётся, – словом, как считают пайщики, вносила дезинформацию.

21 марта без оповещение через СМИ и отчётов перед пайщиками Макарова украдкой провела собрание уполномоченных, на котором присутствовали всего 14 человек и пять представителей облпотребсоюза. Кстати, всего по району 8000 пайщиков, но их списки потеряны. Может, нарочно? Макарову освободили от должности председателя РайПО, зато избрали председателем Совета уполномоченных с окладом, хотя всегда его обязанности были на добровольных началах и не оплачивались, ведь Совет – контролирующий орган. Короче, ей, фактически оставили все права председателя, кроме права подписи, С Макаровой провели процедуру один в один схожую с Константином Инешиным, который после вынесения ему приговора стал председателем Совета облпотребсоюза и тоже с приличным окладом. По чистой случайности узнав о собрании, два представителя инициативной группы буквально прорвались на него. Им спокойно ответили, что идёт собрание уполномоченных с присутствием двух юристов. Они что, не знают Закона «О потребкооперации»? На собрании отсутствовали первые лица района. Там не был представлен акт ревизии. Не оповещённые о собрании пайщики предполагают, что либо облпотребсоюз выявил в РайПО много нарушений, либо ревизия была проведена некачественно, поэтому и не было акта ревизии, без которого собрание проводить было нельзя.

Посчитав РайПО убыточным, Нина Андреевна создала 000 «Бриз», в котором стала гендиректором. С1 сентября 2007 года она открыла КООП «Торгсервис», а с 1 января 2008 – в здании универмага 000 «Олимп». Между прочим, во всех этих 000 гендиректор – она сама. Каким же образом и на кого без решения пайщиков был оформлен техпаспорт на универмаг? В 000 «Коопрезерв» – учредитель РайПО. Уж не для того ли, чтобы скрыть оформление универмага, который Макарова считает «курицей, несущей золотые яйца»?

Под уличную торговлю в аренду сдаются площади на территории столовой по улице Гоголя. Со слов пайщиков, деньги собираются по тетрадке, корешки квитанций выдаются с большими нарушениями (нет номеров квитанций, подписи главбуха, печатей, иногда не указываются организации, а главное, отсутствуют кассовые чеки)? Словом, деньги, похоже, не приходуются и в кассу «Торгсервиса» не попадают. Пайщики так и не знают, кому была продана или сдана в аренду база РайПО, и куда делся транспорт, часть которого работники зарабатывали участием в областных ярмарках ещё во времена Ю.Ф.Горячева. В общем, нарушений хватало, всего не опишешь. Видимо, с целью ухода от ответственности Макарова объединила «Бриз» с 000 «Артеккомплекс», который якобы находится в Димитровграде – улица его регистрации есть, а номера дома – нет.

С1 января по 18 марта арендаторы универмага работали без договоров, хотя арендную плату вносили регулярно. Кому в карман или какой организации пошли арендные деньги, если в корешках квитанций расписывался назначенный председателем человек? С 1 апреля расторгаются договора аренды здания универмага – его закрывают, якобы на ремонт. Кстати, как рассказывают пайщики, издержки по универмагу числятся в «Коопрезерве», а все доходы – в «Олимпе». Поди – разберись.

Село Красная Река очень большое, и его жители лишены возможности проводить различные торжества, поминальные обеды, потому что здание столовой бездействует. В Красной Реке от РайПО нет ни одного магазина – торгуют только частники, как и в других сёлах района.

Сейчас правоохранительные органы ведут проверку деятельности РайПО и разных 000. Инициативная группа тоже не собирается останавливаться и обращается ко всем пайщикам, на средства которых было создано РайПО, не оставаться в стороне и потребовать провести вновь собрание согласно Уставу и Закону с честным отчётом о проделанной работе. Она обращается также ко всем районным и областным чиновникам, включая губернатора, помочь пайщикам восстановить справедливость и вернуть им их собственность. Они надеются, что данное обращение станет призывом и не останется гласом вопиющего в пустыне.