На днях Сергей Морозов выразил пожелание, чтобы ульяновские госслужащие приступили к активному освоению английского языка. Те на очередную идею губернатора ответили лишь затаенным стоном и потянулись к учебникам.

В регионах отношения между представителями разных эшелонов власти складываются непросто. Каждый очередной хозяин области начинает свою деятельность с того, что устанавливает новый «политический этикет» или «правила игры», по которым теперь предстоит жить чиновникам.

Это может быть откровенно тоталитарная система взаимоотношений, как, например, в Самарской области. Местный губернатор Владимир Артяков выстраивает свою работу с подчиненными на принципе «тугого затягивания болтов». Или же наоборот – откровенно попустительская. Все сильные и слабые стороны системы «ребята, давайте жить дружно» продемонстрировал за короткий срок своего правления Михаил Евдокимов – погибший губернатор Алтайского края.

Сергей Морозов как политик использует другой вариант общения с подчиненными. Его стиль – «мягкая дрессура». Губернатор ведет себя просто и демократично, но при этом ненавязчиво демонстрирует своему госаппарату, что все они играют роль «серьезных государственных мужей» только потому, что он им это позволяет.

Главное в политдрессировке – наполнить жизнь чиновников постоянными стрессами, не позволять им расслабиться ни на минуту.

Любят сидеть в кабинетах и писать бумажки? Не давать. Пусть идут мести улицы, очищать тротуары от снега, сбивать сосульки с карнизов. Да мало ли в городе для них работы. И пусть не забудут при этом красиво держать лопаты и веники и мило улыбаться в камеры телевизионщиков: Вот, мол, какие мы молодцы.

После работы чиновники, конечно же, хотят отдохнуть. О государственных делах подумать на досуге. Но нет. Никакого отдыха. Дальше у них по плану учеба, а потом экзамены.

Вообще по части экзаменов для госслужащих Ульяновская область впереди планеты всей.

А началось все с проверки грамотности, которая вызвала невероятное возмущение в чиновничьей среде. Но праведный гнев аппаратчиков длился недолго. Очень быстро его подменило сомнение («наверное, ничего не помню») и потом страх («а вдруг не сдам? что тогда?»). Сейчас экзамены – уже норма их жизни. И никто даже не думает возмущаться. Обломал-таки их Морозов.

В этом году губернатор дал своим «золушкам» новое задание – обучиться написанию законов (курсы правового ликбеза специально для них организованы в Москве) и изучить английский язык. Но если вопросы правоведения чиновники осилить еще в состоянии, то вот с иностранным языком им придется туго. Тем более, что Сергей Морозов требует от них не условных знаний («читаю со словарем»), а фактического владения разговорной речью. Чтобы за границей на международных встречах они не просто у стены стояли, а могли переговоры с иностранными инвесторами провести и описать им все аспекты экономической привлекательности родного края. Но это уже совсем из области фантастики.

Вообщем, губернатор расслабиться своим подчиненным не дает. А в ответ получает только лишь дифирамбы. В чем ту секрет? Может быть в том, что чиновники, как и сталь, «в боях» только закаляются. Главное, правильный «температурный режим» им создать. А может быть в том, что сводки по безработице слушают они чаще других и душу имеют крайне впечатлительную. Биржи труда функционируют в Ульяновске активно. Только вот качество их работы проверить на себе, наверное, мало кто из чиновников хочет.