Очередной победой для Ульяновской фабрики «Русь» закончилось участие в XXX Федеральной оптовой ярмарке товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности. 2100 предприятий из 20 стран мира представляли там свою продукцию. И сама ульяновская «Русь», и ее бессменный директор, заслуженный предприниматель России Зинаида Измайлова (на снимке) награждены почетными дипломами «За большой вклад в развитие производства и национального рынка товаров текстильной и легкой промышленности».

– Зинаида Алексеевна, с очередной Вас победой!

– Спасибо. Мне очень приятно и за фабрику, и за ее коллектив. Рада, что нам в очередной раз удалось утвердиться в статусе лидера отрасли. Поверьте, это нам дается нелегко. И в сегодняшнем нашем разговоре мне бы хотелось сосредоточиться не на итогах Федеральной ярмарки (там более или менее все понятно), а на положении бизнеса у нас в области.

Вот недавно наш губернатор Сергей Иванович Морозов обратился с призывом ко всему бизнес-сообществу подвести итоги прошлого года, который у нас в регионе был объявлен Годом предпринимательства. Я решила откликнуться на это предложение губернатора.

– И каким был этот год для вашего предприятия?

– Надо ли говорить о том, что это было время ожесточенной борьбы против абсолютно беспочвенных^ претензий к нашему имуществу? Думаю, сегодня об этом не стоит. Надеюсь, те позитивные перемены, которые наметились сейчас в стране, исключат из нашей жизни рейдер-ство как позорный пережиток дикого капитализма.

Мне сегодня хотелось бы сказать о трех конкретных проблемах, от которых страдает бизнес-сообщество и которые мы вполне могли преодолеть при поддержке правительства области.

Я уже неоднократно говорила о наших грандиозных планах по совместной работе с немецкой фирмой на территории Эстонии. Около двух лет мы ведем переговоры о размещении у нас совместного производства. Мы закупили у коллег швейный участок (бывшее в употреблении, но современное оборудование), по объему это четыре фуры, мы должны их пригнать в Ульяновск в течение лета. А уже сейчас к нам от немецких партнеров пришла небольшая партия трикотажных изделий – для реализации в нашем торговом центре с целью изучения спроса.

И что вы думаете: мы месяц не можем провести таможенное оформление этой партии трикотажа. Месяц! Ульяновскую таможню не устраивает сертификат соответствия, который устраивает всю Россию и всю Европу. В Москве, Новосибирске, Брянске, Санкт-Петербурге, в сети магазинов «Метро» этот сертификат признается, в Ульяновске -нет! Кроме того, таможне показалось, что цена на изделия этой пробной партии занижена. Так на то она и пробная партия!

Представитель немецкой фирмы недоуменно спрашивает меня по телефону: «Зинаида Алексеевна! Что у вас такое происходит? Мы уже вздрагиваем от ваших звонков! Ваши люди уже месяц задают нам десятки вопросов, которые никто и нигде не задает! Мы, наверное, не сможем поставить вам оборудование. И, может быть, совместную деятельность нам стоит прекратить…».

Вы понимаете, какая огромная работа была нами проведена, чтобы завоевать право на это сотрудничество?! Нашему предприятию, чтобы оставаться лидером отрасли в России, обязательно надо сотрудничать с мировыми лидерами. Надо, просто необходимо. А нам не дают!

Еще один болезненный для нас вопрос. Фирма «Русь» в числе других мелких и средних бизнесов в свое время вложила средства в «аферу века», в строительную компанию «Капстрой» г-на Коваленко. Бизнесмены профинансировали строительство первых этажей – под офисы и торговые точки. Так вот, если с жилыми площадями при вмешательстве региональной власти некоторая ясность появилась и проблема частично решена, то мелкий и средний бизнес в очередной раз оказались обманутыми. Судьба первых этажей по-прежнему неясна. А попытки ее прояснить выглядят не менее жуликовато, чем сама «стройка века».

Бесконечные совещания, встречи, судебные тяжбы… Мне иногда даже кажется, что у тех лиц, кому поручено «разрулить», эту ситуацию, имеются вполне определенные намерения: «стряхнуть» первоначальных инвесторов, а уже возведенные первые этажи продать заново.

У некоторых бизнесменов от всей этой свистопляски кончаются силы продолжать борьбу. Рассуждают так: да гори все синим пламенем, поберегу нервы и время, а деньги заработаю в другом месте! Может быть, именно на это и рассчитывают те, кто ведет эту бесконечную мутную игру? Не дождутся!

Еще проблема. В Москве, в общении с коллегами-директорами предприятий, звучала общая тревога: все мы в той или иной степени несем потери от мелкого теневого бизнеса. (Именно теневого!) Речь идет о небольших полуподпольных цехах, где работники трудятся с нарушением всех мыслимых законов, часто вообще без оформления, без социального пакета, а зарплату получают в конвертах. Их работодатели полностью или частично уходят от налогового бремени, а главное – являются недобросовестными конкурентами, отнимают рынки сбыта у законно работающих предприятий.

Есть и у нашей фабрики такой вот недобросовестный «младший собрат». Бывшая начальница одного из наших производств, выйдя на пенсию «нянчить внуков», вдруг оказалась во главе линии по пошиву трикотажных изделий для нашего московского оптовика, который много лет закупал продукцию на «Руси».

По моим сведениям, там работает порядка сорока швей, подготовленных в свое время фабрикой «Русь». Женщины и девчонки перешли туда только потому, что там им платят на 1-2 тысячи больше. Но ведь надо понимать, что теневой работодатель ничего не перечисляет ни в Пенсионный, ни в другие фонды. Он не оплачивает ни больничные, ни отпуск по уходу за ребенком.

Поэтому мне хочется сказать: дорогие, милые женщины! Не гонитесь вы за этой лишней тысячей! Вас беззастенчиво используют и при первых ваших проблемах безжалостно выкинут на улицу. Подумайте о будущем: каждого из нас может подвести здоровье, каждого ждет пенсионный возраст. На фабрике «Русь», вы это знаете, все социальные выплаты делаются в полном объеме. Так что возвращайтесь на родное предприятие, мы ждем вас!

А что касается наших недобросовестных конкурентов, то их теневая деятельность наносит большой ущерб и нашему предприятию, и экономике региона в целом. По самым грубым прикидкам, этот участок шьет не менее 100 тысяч изделий в месяц. В официальной статистике этот объем нигде не показан. Стало быть, и налоги с него не платятся. Вот где поле деятельности для налоговой инспекции и других контролирующих органов! Вот бы куда государство должно направить всю свою мощь!

Такие вот проблемы тревожили нас в Год предпринимательства, нерешенными остаются они и сейчас. Я не вижу усилий областной власти, направленных на их преодоление. Так что благоприятным для бизнеса наш климат назвать пока не могу.