В прошлом номере “ДЗ” прошел материал “Демос и кратос”, в котором было справедливо подмечено, что проблема демографии региона включает в себя не только увеличение народонаселения путем его естественного воспроизводства, но и не в меньшей степени (если не в большей) – качество жизни этого самого населения, выражающегося, помимо пресловутого “материального благополучия”, еще и в благополучии моральном.

Термин “неблагополучная семья”, увы, давно стал привычным для слуха обывателя; привычным настолько, что и сам слух уже перестает воспринимать его как нечто из ряда вон выходящее. Меж тем число подобных семей если и не достигло пока “порога эпидемии”, то, во всяком случае, не так уж и мало, чтобы не замечать проблемы. Впрочем, давайте отставим в сторону обтекаемые формулировки и назовем вещи своими именами. “Неблагополучные” – это, прежде всего, семьи алкоголиков.

Справка “ДЗ”. В органах социальной защиты одного только Ленинского района города Ульяновска, по данным 2007 года, на учете состояли 189 неблагополучных семей. В результате совместной комплексной работы всех служб системы профилактики количество таких семей снизилось до 164; однако работа по улучшению ситуации в семьях продолжается.

Она была веселой…

История Татьяны Бушуевой (фамилия изменена – авт.) – одна из многих подобных. С детства веселая и общительная, Таня к тридцати годам “сломалась”. Причина банальна – разрыв с любимым человеком. Просто однажды он, когда-то давший ей клятву в вечной любви, появился на пороге и отрезал: “Я ухожу. Не спрашивай, куда. Я больше не люблю тебя!”.

Однако любовь любовью, но осталось от любимого, кроме разбитой любви, еще и трое сыновей. Отплакав по несчастной любви, наша героиня “вдруг” заметила, что у нее есть дети. Тут-то и началось самое “интересное”. выяснилось, что с уходом мужа семейный бюджет затрещал по швам. Зарплата у Татьяны была небольшая, а трех сыновей надо было чем-то кормить и во что-то одевать.

Поначалу она как-то “вертелась”. Днем работала, вечером плакала. А в один из дней к ней зашла подруга – утешить. Принесла бутылку вина. С нее все и началось.

Не проходило и дня, чтобы Татьяна не “омывала” свою беду спиртным, дозы которого и крепость незаметно стали расти. И если раньше она выпивала в компании друзей, то теперь возлияния проходили в одиночестве. Татьяну стали раздражать друзья, знакомые, коллеги. Вот она и исключила их из “жизненного списка”. А вскоре ее – за пьянство и прогулы – уволили с работы. И начался настоящий ад. Причем не только для нее…

Братья по “аду”

Трое сыновей Татьяны – Андрей, Сережа и Олег – были погодками. Первые двое уже учились в школе, младший Олег готовился туда пойти. Так вот, со школьными проблемами детям отныне пришлось справляться самим, без помощи матери. Однажды старший сын пришел из школы с разбитым лицом. Пьяная мать, сидевшая на кухне, этого даже не заметила. А день спустя к Бушуевым пришла учительница…

Вот что рассказал Андрей специалистам соцзащиты: “Мамка совсем не “просыхала”. И тогда, когда училка пришла, она в умат пьяная на диване спала. Пришлось разговаривать с бабушкой. А у нее сердце больное, и она все время плакала, типа, в гроб меня Танька загонит. Пусть, говорила, в аду сгорят те, кто ее приучил к алкоголю”.

Бабушке Марии Степановне несколько раз пришлось “скорую” вызывать. Один раз, когда Таня пришла с собутыльником, а тот внаглую взял пенсию Марии Степановны, лежавшую на комоде. Татьяна же, с налитыми кровью глазами, орала на мать и детей: “Что вылупились! Да, мамка бухает!”…

С того дня мальчишки пропадали на улице допоздна. не хотели видеть свою мать в такой виде и в таких компаниях. Во дворе их дразнили “алкашатами”, приходилось отстаивать честь семьи с помощью кулаков. Летом же ребята просились в лагерь, лишь бы не быть с матерью…

Тот же Андрей рассказывал:

– В доме у нас всегда грязно, нормальной еды нет, приходят посторонние люди и ведут себя грубо и некрасиво. Поэтому домой идти не хочется ни мне, ни братьям.

Да и в школе уже начали бить тревогу. Любой педагог знает, что семьи алкоголиков – “кузница” малолетних преступников. В одной песне поется: “Бурьян породил бурьян. Из волчонка не вырастет трепетной лани”. К счастью, дети Татьяны Бушуевой не успели превратиться в “волчат”…

Возвращение

Надо отдать должное работникам соцзащиты Ленинского района Ульяновска за то, что помогли вернуться к жизни молодой и неплохой, в сущности, женщине. Татьяна прошла несколько курсов лечения от алкоголизма, с ней была проведена индивидуальная психологическая работа. Постепенно вернулся вкус к жизни. И, по ее словам, менять счастье на сомнительное удовольствие от водки она больше не собирается.