Обращение к законодательной власти России Основная деятельность образованных экологических ведомств развивается, я считаю, в направлении, вредном для общества, разрастается структура, усилия которой направлены на продажу разрешений на разрешения, согласовывание никчемных бумаг. Эта деятельность к контролю и защите реальной экологической обстановки не имеет никакого отношения.
Отодвинуть все дела и написать это обращение меня заставило очередное издевательство со стороны чиновников от экологии над моим бухгалтером, а значит, и над предприятием. После очередной поездки на отчет в «экологию» спрашиваю бухгалтера: «Отчиталась?».
«Нет, придется опять ехать». У нее начинают подрагивать бумаги в руках и наворачиваются слезы. Я знаю, что эта бессмысленная процедура постоянного согласовывания отчета с экологами по уже согласованному с ними же проекту оборачивается мучением и унижением для всех бухгалтеров на каждом небольшом предприятии. В этот раз ее довели до слез. Выясняю, почему отчет не сдан: она простояла весь рабочий день в очереди в узком душном коридоре в толпе таких же главных бухгалтеров, занятых и уважаемых людей. Когда очередь дошла до нее, оставалось полчаса до окончания приема, в это время пришла уборщица, и всех «попросили» не мешать. Когда через пятнадцать минут уборку закончили и женщина наконец-то вошла, ее в резкой форме выставили из кабинета со словами: «… Что непонятного, пол должен высохнуть!..». Когда она попыталась объяснить, что осталось всего пятнадцать минут и она не успеет сдать отчет, ей пояснили: «…Значит, не сегодня!». Бухгалтер сказала, что так нельзя поступать с людьми и что пришлет отчет по почте, на что ей ответили: прислать, конечно, можете, но мы его в компьютер не введем, пока лично сюда ни придете: будете должниками. Так что она вернулась ни с чем. Тот отчет она сдала только с третьего раза, убив кучу нервов и рабочего времени.
Давайте разберемся, что же на самом деле представляют из себя эти самые экологические проекты на отходы и отчеты по ним, которые обязаны согласовывать и периодически пересогласовывать все предприятия. Что эти отчеты обеспечивают, кому и для чего нужны?
Первый раз я столкнулся с этой системой несколько лет назад. Тогда она была еще в зародыше. Пришли проверяющие на соседнее крупное предприятие и по ошибке забрели к нам. Ну, раз уж пришли, стали и нас проверять. Просят показать проект на отходы. Я в недоумении – мы не выпускаем отходы, мы выпускаем продукцию! Мне вежливо возражают: без отходов не бывает продукции, вот это, например, разве не отходы- и показывают на литники пластмассовых деталей. Нет, говорю, это нормальный вторичный материал, мы его измельчаем и подмешиваем в первичный, у нас ничего не пропадает. И что вы думаете, мне ответил инспектор?! Он сказал, что мы без лицензии перерабатываем отходы пластмасс и наше предприятие является злостным нарушителем экологического законодательства! «А что же делать, чтобы не быть нарушителем?» спрашиваю я. Мне отвечают – надо разработать проект на отходы, согласовать с ними, и образующиеся пластмассовые литники вывозить на свалку, а чтобы их у себя перерабатывать, необходимо у них же получить на это лицензию! А пока, говорит мне инспектор, вы будете оштрафованы на двадцать тысяч рублей, подумав, добавил: ну, может быть, на пять. Я ошарашенно говорю ему, что это абсурд! А он мне – это не абсурд, это закон. Не может быть! Кто же принимает такие законы?!
После этого я, конечно, сразу нашел и изучил этот Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В законе абсурда нет, но в нем есть нечеткие определения, которые можно толковать и использовать по-разному.
Естественно, я стал выяснять, как же сделать такой проект. Нашел методики и понял, что проще заплатить специалистам, чем разрабатывать и согласовывать его самому. Тогда он обошелся мне в полторы тысячи рублей. Прошло несколько лет, и следующий проект так просто согласовать оказалось невозможно. Его разработку пришлось поручить солидной фирме со специалистами, имеющими соответствующий опыт работы с экологами. На получение всех согласованных с экологами бумаг ушло полгода и более шестидесяти тысяч рублей (это три года назад в нашей провинции, сколько это стоит в столицах сейчас, можно только предполагать). В эту сумму вошли формальные и неформальные платежи, без которых согласование не двигалось, в том числе и несколько ни к чему не обязывающих договоров на услуги со стандартной формулировкой «за подготовку документации к согласованию». Все идет к тому, что не зависимым от самих экологов фирмам разрабатывать и согласовывать проекты становится все труднее, им их просто не согласовывают или повышают цены «за подготовку документации…», в результате на рынке услуг по разработке проектов на отходы останутся, видимо, только свои, которые и будут назначать цены за свои же согласования.
Сам проект содержит расчеты по определенной экологами методике (которую они постоянно усложняют и меняют): какое количество каких отходов предприятие должно производить в результате своей деятельности и сколько необходимо платить за это в экологический фонд. По моему проекту, который я просил, на всякий случай, посчитать по невероятному максимуму, выходит платеж в 350 рублей в квартал (сравните с затратами, понесенными на получение разрешения вносить эти платежи, с затратами рабочего времени и бензина на бесконечные поездки для согласования этих платежей), причем основными и самыми опасными отходами у небольших предприятий оказываются, как правило, выхлопы от автомобилей, аккумуляторы от автомобилей, масляные фильтры от автомобилей, покрышки от автомобилей. Казалось бы, для чего каждый раз предприятиям всей страны согласовывать класс опасности автомобильного фильтра, если все автомобили и так сертифицированы – определите его сами без нас и скажите, сколько за это платить в фонд, и все. Но нет, принесите, оплатите, согласуйте. Проект согласовывается на пять лет, и в течение этого времени необходимо постоянно подтверждать отчет «о неизменности технологическогопроцесса и неизменности количества отходов», а это значит, чтобы не стать нарушителем, вы не должны ни уменьшать количество отходов, если, например, модернизировали производство, ни увеличивать, если ваше производство расширяется. Вы не можете ни избавиться от автомобиля, ни приобрести другой, поскольку в этом случае согласованное количество отходов изменится, и вам придется вносить изменения в проект на отходы, что связано с неимоверными муками, затратами и временем.
Постоянно пересогласовывать с таким трудом согласованный проект предприятие не в состоянии. Вот и выходит, что, как только согласовывается проект на отходы, предприятие автоматически становится нарушителем этого проекта. Удовлетворить экологов просто невозможно, а это значит, что все всегда являются нарушителями и всех всегда можно штрафовать. (Статья 8.4 п.2 КоАП: «Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение экологической экспертизы» – до тысячи МРОТ.) Аппетит приходит во время еды. С экологами это как раз тот случай: в нашей области введены новые платежи – за дождевые стоки!
В прошлом году нас оштрафовали на двадцать тысяч за то, что нет согласованного проекта на платежи за дождевые стоки… Насколько законны такие платежи, должны разбираться соответствующие государственные органы, которым, похоже, некогда отвлекаться на всякие мелочи, их не затрагивающие. Судиться бессмысленно – наши суды защищают государственные ведомства, а не предприятия и граждан. И что остается? Платить штрафы, делать новый дождевой проект, платить за проект, платить экологам за его согласование. Платить за дождь… Что они придумают завтра?! Плату за выпавший снег? За поглощенное солнечное излучение? За вытесненный объем воздуха? За отраженный лунный свет? Все это не смешно, ведь, если так пойдет, материальное производство в нашей стране станет невозможным, останутся только добыватели нефти и пасущиеся вокруг них экологи.
Безусловно, никто не выступает против финансирования экологического фонда страны и региона, которые динамично наполняются. Проблема в том, что платежи в фонд несравнимы с затратами на согласование и получение разрешения на эти платежи. Если маленькое предприятие вынуждено периодически затрачивать на согласование различных экологических проектов от 50 до 100 тысяч рублей, то сколько тратят на это все предприятия России? А откуда возьмутся эти деньги? И откуда берется инфляция?
По действующему закону проект на отходы должны разработать и согласовать все без исключения российские предприятия, будь то металлургический комбинат, пекарня, парикмахерская или даже цветочный киоск. Если крупному предприятию нести затраты на «экологические надзоры» еще по силам, то для мелкого бизнеса или предпринимателя – это просто убийственно. Неужели в этом и есть поддержка малого бизнеса государством?
Пока не всех это коснулось, но в городе Казани произошел эпохальный для экологов и переломный для всей остальной страны прецедент. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа вынес решение по иску самарского предприятия (дело № А55-3667/2007), которое теперь позволит экологам неограниченно измываться над любым предприятием.
Суть произошедшего: на производственном предприятии, у которого имеется согласованный с экологами проект на отходы, заключены договоры со специализированными лицензированными предприятиями на сбор, вывоз и утилизацию отходов. Экологи после проверки выписали предписание, которое обязывает предприятие получить у них лицензию на сбор отходов внутри самого же этого предприятия, а арбитражный суд признал это требование правомерным. На том основании что, цитата: «… под сбором отходов понимается как помещение отхода в момент его образования в определенное место (емкость), так и очистка территории населенных мест или территорий предприятия, а также мест временного хранения отходов, при этом понятие «сбор» не дифференцируется в зависимости от целей (сбор в собственный контейнер или вторичный сбор из ряда контейнеров нескольких сторонних организаций) и субъекта, осуществляющего данное действие (собственно предприятие, в процессе деятельности которого образовались отходы, или субъект, который будет осуществлять дальнейшее обращение с отхода ми)…» Это насколько надо не любить свои предприятия и граждан, на них работающих, чтобы вынести подобное решение и поставить вне закона сразу всех, кто работает в производстве!
Для чего суд, глядя на белое, говорит – черное, и не может разобраться, что же имел в виду законодатель под очевидным понятием «сбор отходов»?! Это какой же необъятный пласт деятельности по наказанию предприятий теперь открывается перед армией экологов! (Статья 8.2 КоАП «Несоблюдение экологических требований при сборе, складировании, использовании, переработке, транспортировке и ином обращении с отходами производства…» влечет приостановление деятельности на срок до 90 суток или штраф до тысячи МРОТ.) Что же теперь будет с нашими предприятиями?! Ведь, чтобы убрать стружку из-под станка, рабочему необходимо ее сначала собрать в лоток. Даже уборщице в офисе, прежде чем выбросить мусор в контейнер, необходимо его собрать, не говоря о предприятии, на котором, к примеру, вырубают детали из металла, собирают обрезки в контейнер и перемещают в соседний цех для изготовления более мелких деталей. Экологи будут штрафовать за отсутствие лицензии на сбор и отсутствие лицензии на коммерческую переработку отходов. А как же необходимость глубокой переработки сырья и сокращение отходов?! С точки зрения здравого смысла, это решение – абсурд, но теперь это абсурд узаконенный. Все это извращает суть и смысл экологической деятельности, но, похоже, наших экологов интересует только продажа лицензий, а никак не сама экология.
Деятельность экологов приобретает угрожающие масштабы. Под благовидным предлогом разрастается структура, которая не только вытягивает огромное количество денежных средств, но и создает невыносимую среду для работы предприятий в нашей стране.
Необходимо срочно принимать меры, чтобы деятельность экологических служб стала полезной для общества. Надо законодательно избавить предприятия от бессмысленных согласований бессмысленных проектов на отходы, потому что эти бумаги не влияют на экологическую обстановку, они только определяют величину выплат предприятия в экологический фонд, а это можно сделать по-другому, позволив каждому заниматься своим делом и не мешая «мыть полы» в кабинетах «экологических» чиновников.
Для того чтобы поставить экологов на службу обществу, необходимо: 1. Отменить согласования проектов на отходы и заменить их декларациями на отходы.
2. Каждое предприятие обязать периодически заполнять и отсылать по электронной почте простую форму декларации, в которой будет указана вся исходная для экологов информация, необходимая им для расчетов.
3. На основании поданных деклараций экологи сами по своим методикам учитывают и рассчитывают размер необходимых платежей предприятия в экологические фонды в зависимости от отходов, подлежащих утилизации, и присылают на это соответствующие документы.
4. При изменении технологии или объемов производства предприятие само вносит изменения в свою декларацию, а экологи автоматически вносят изменения в свой учет и в размер платежей.
5. Пересмотреть решение суда на вредоносное лицензирование «сбора отходов» внутри предприятий.
Такие меры избавят предприятия от необоснованных затрат денег, времени и нервов на бесконечные бессмысленные согласования, улучшат актуальность и оперативность информации об отходах для экологов, снимут необоснованные препятствия для более глубокой переработки сырья внутри предприятий. (В случае задержки перерасчета величин экологических отчислений при своевременно поданной декларации у экологов появится возможность штрафовать самих себя.) Я обращаюсь к руководителям предприятий, к бухгалтерам и ко всем, кто разделяет такую оценку сложившейся ситуации, к тем, кто постоянно сталкивается с этим, к тем, кто хочет, чтобы возможность жить и работать в нашей стране не ухудшалась. Необходимо обратить внимание законодательной власти на эту проблему, поскольку на местах суды не защищают предприятия от абсурдных требований государственных организаций.
Разошлите своим коллегам, распечатайте, подпишите от своего имени и отошлите это письмо со своими дополнениями в адрес законодательного органа нашей страны – в Государственную Думу России по адресу: 103265, Москва, улица Охотный ряд, дом 1, в комитет ГД по экономической по литике и предпринимательству.
С уважением, Алексей ФЕДОРОВ, директор малого производственного предприятия.