По данным аналитиков журнала «Эксперт Волга», российская черная металлургия производит более 65 млн. тонн металлопродукции в год. Как расходится эта могучая река по регионам? И кто задает тон на местном рынке металла?

Конкуренция растет

Весь рынок торговли металлом можно разделить на первичный, или крупнооптовый, который создают сбытовые структуры крупнейших российских сталелитейных комбинатов, и вторичный, выходящий на множество конечных потребителей. Не стоит путать вторичный рынок с рынком вторичных металлов, то есть продажей металлолома.

По оценкам экспертов, торговля металлопрокатом — один из самых высокозатратных и низкоприбыльных видов бизнеса.

— Конечно, мы бы очень приветствовали снижение налоговых ставок для нашей отрасли (например, налога на прибыль), — говорит директор ООО «Металл для вас» Ольга Андреева. — Но то, что теперь отчет по НДС сдается ежеквартально, а не ежемесячно, как раньше, является предметом радости только для бухгалтерии. Это облегчает лишь ведение отчетности, а не налоговое бремя.

Согласно исследованию маркетингового центра «Артефакт», проведенному в июле 2007 года, ООО «Металл для вас» занимает около 10% ульяновского рынка поставщиков металлопроката.

— Могли бы рассчитывать и на более высокий процент, но возможности ограничиваются материальными ресурсами, — говорит Ольга Андреева. — Мы предоставляем отсрочку платежа многим нашим покупателям, однако не все они своевременно оплачивают поставки. В результате даем металл в долг, а сами вынуждены брать кредиты в банке.

Очень жесткую конкуренцию ульяновского рынка торговли металлами местные игроки объясняют приходом в регион крупных сетевых компаний (таких как «Инпром», «Интерметпоставка»): ценовая политика этих компаний является определяющей на региональных рынках металлопроката, и все остальные металлоторговцы вынуждены ориентироваться на уровень цен, устанавливаемый лидерами. Тем не менее, по словам Андреевой, несмотря на свое лидирующее положение, эти компании ведут достаточно мудрую политику в отношениях с другими участниками рынка, являясь одновременно и партнерами. В результате каждый занимает свою нишу.

Что могут противопоставить гигантам небольшие фирмы? В первую очередь, универсальность и мобильность (особенно при формировании мелких многопозиционных заказов). А также гибкий подход при предоставлении покупателям скидок или товарного кредита.

В приоритете полуфабрикаты

Вторичный рынок металлов в России растет в среднем на 5-7% в год, составляя около 40% общего «металлооборота». Судя по материалам электронных СМИ, крупные металлотрейдеры близки в своих оценках будущего рынка: эта доля будет увеличиваться, пока налицо рост в отраслях, вносящих наибольший вклад в объем потребления металла (машиностроение и строительство).

Скажем, строительные компании, как правило, не устраивают большие объемы, сроки и ассортимент крупных металлургических комбинатов. Их больше интересуют металлические заготовки: полуфабрикаты, прошедшие первичную обработку. Сейчас такому процессу подвергается лишь

1-3% металлопродукции.

О необходимости наращивания обработки говорят почти все лидеры рынка и к ней двигаются. И чтобы повысить рентабельность металлоторгового бизнеса, привлекают средства на развитие данного сегмента. В этом заметно преуспели мощные холдинги, имеющие прочные контакты с металлургическими предприятиями и организовавшие свои подразделения в регионах.

Вовсю осваивается производство оцинкованного и окрашенного проката, устанавливаются мощные линии продольной и поперечной резки. А оцинкованный лист превращают в армирующие профили, профнастил и другие изделия. Интенсивно осваивается довольно новая, но весьма перспективная ниша: поставки металлопродукции для частного кот-теджного строительства.

Мелкие фирмы с освоением обработки металла пока не торопятся, не говоря уже о глубоком переделе. Они зондируют почву, общаясь с потенциальными промышленными заказчиками, чтобы выявить их потребности. Да и не вдруг рискнешь раскручивать масштабный проект, когда даже оборотных средств не хватает.

Высокие цены на черные металлы, державшиеся в 2003-2004 годах, положительно сказались не только на сталелитейных комбинатах, но и на вторичном сегменте рынка. Металлотрейдеры подросли и окрепли.

Тем не менее, в своем развитии pоссийская металлоторговля отстает от Запада лет на двадцать. К примеру, уровень сервиса как у хорошего ритейлера, так и у металлоторговца складывается из ряда показателей. Прежде всего, это точность в обслуживании: наличие необходимого клиенту товара в нужное время и оказание дополнительных услуг (доставка, упаковка, нарезка, возможность сделать онлайн-заказ и т.п.).

Внедряя эти новшества, западные металлоторговцы исходят из совершенно точных расчетов. Например, для склада с оборотом 16 тонн в месяц разрыв связи между центрами продажи и базой на пять часов может привести к «потере» для продавца до 250 тонн продукции. А всего при трех отказах в день и среднем тоннаже транспорта в 16 тонн за месяц клиентам не будет поставлено более 1000 тонн продукции.

В отечественном ритейле по примеру западных фирм тоже наблюдается повышенный спрос на современные WMS-системы (Warehouse Management System — это система управления складом). И в Ульяновске все заметнее современные тенденции металлоторговли по принципу свое-образных супермаркетов. Работают они, как правило, в комплексе с сервисными металлоцентрами, имея развитую инфраструктуру и собственный автотранспорт для быстрой доставки заказов.

Этот бесценный лом

Даже по самым приблизительным оценкам, Россия обеспечена ресурсами вторичных черных металлов как минимум на 30 лет. Запасов амортизационного лома хватит при существующем техническом оснащении металлургии для производства 45-50 млн. тонн стали в год.

Откуда столь неисчерпаемые залежи лома? Дело в том, что за годы реформ выведено из эксплуатации множество устаревших производственных мощностей, поскольку степень износа основных фондов превысила 60%.

Эта тенденция характерна для металлоемких отраслей: собственно металлургии, а также строительства, транспорта, ВПК. Уйма сельхозтехники, оборудования ферм и реммастерских «ушла в металлолом» в аграрных хозяйствах.

Но даже при избытке лома на рынке металлургические заводы в связи с вводом в строй передельных мощностей и модернизацией своего оборудования будут постоянно нуждаться в этом виде сырья. Значит, без работы ломопереработчики и заготовители не останутся в любой, даже самой тяжелой экономической ситуации.

На наш металлолом положили глаз и ведущие индустриально развитые страны. По данным Московского института стали и сплавов, на это влияют тенденции развития электросталеплавильного производства в Европе, где выпуск электростали составляет уже около 41% от общего объема производимой продукции и устойчиво растет на 5% ежегодно. Причем электроплавильные печи «питаются» исключительно металлоломом, так что неспроста его экспорт из России на Запад неуклонно растет.

На ульяновском рынке металлозаготовителей сегодня представлено примерно 30 фирм. Сбыт лома подавляющего их большинства ориентирован только на российский рынок.

— Экспорт нам невыгоден, он для более крупных трейдеров, — говорит Игорь Климин, специалист по реализации ООО «УАЗ-Вторресурс», которое входит в первую пятерку ульяновских металлозаготовителей. — И конкуренция в этом секторе достаточна остра. Если промедлил или не поддержал цену — тут же «съел другой».

Примерно 25-30% общего объема поставляемого металла (цветного и черного) в Ульянов-ске приходится на компании, входящие в некоммерческую ассоциацию ломоперерабатывающих предприятий «СоюзВторМет». Экспортных квот фирмы не имеют, работая только с российскими заводами или их представителями.

Конкуренция, по мнению президента ассоциации Михаила Забелина, — нормальное явление: монополизм — тупик в любом деле. А напрашиваются ли какие-либо изменения в нормативных актах, регламентирующих заготовку и переработку металлов? По утверждению Михаила Забелина, в целом законодательство адекватно жизни. Но не удовлетворяет недостаточная оперативность законодателей и их реакция на возникающие в стране негативные явления. Если законодатели будут пассивно реагировать на массовый нелегальный сбор лома, нелегальных заготовителей будет гораздо больше, чем легально работающих предприятий.

Как обуздать «нелегалов»?

Криминальные сводки пестрят сообщениями о хищениях металлов. Если судить по милицейской статистике, то в 2007 году в Ульяновской области зарегистрировано 467 преступлений, связанных с кражами металлов, а расследовано всего 239 дел.

По словам старшего опер-уполномоченного уголовного розыска УВД по Ульяновской области Эмиля Шамсутдинова, особенно активизировались «вольные металлисты» в Сенгилеев-ском районе, а также в ульянов-ских Заволжье и Засвияжье. Можно ли эффективно противодействовать «нелегалам», занимающимся сбором металлолома? И насколько конструктивны и действенны законы, призванные пресекать «черный» бизнес?

Самым популярным по степени огласки в СМИ «сектором добычи металлов» стали дачные массивы. В области более 134 садоводческих товариществ, большая часть которых вообще не охраняется.

Как только просохнут проселки, ведущие к домикам садоводов, туда зачастят ушлые охотники за металлом. И до появления хозяев успевают выскрести все, что можно сдать в качестве металлолома. А «нелегалов», занимающихся приемкой ворованного лома, в регионе несметное множество. Только по сведениям УВД области, практически в каждом районе беспрепятственно работают по два-три «вольных металлиста».

Значительная часть черных и цветных металлов похищается из неохраняемых и технически слабо укрепленных объектов. В первую очередь к ним относятся все те же дачные участки, где уже не размениваются по пустякам, а запросто сматывают сотни метров проводов с линий электропередачи.

УВД неоднократно рекомендовало Союзу садоводов области обеспечить круглогодичную охрану товариществ силами казаков и других общественных формирований. Однако дельным советам не внемлют, а силами одних только сотрудников милиции практически невозможно организовать надежную охрану садовых обществ.

Регулярно проверяются пункты приема лома черных и цветных металлов, проводятся широкомасштабные операции «Металл». Все это полезные действия. Но пока к борьбе с «нелегалами» к милиции не подключатся по-настоящему администрации районов и сел, кардинального решения проблем не предвидится.

Недаром же основной контингент правонарушителей — ранее судимые, бомжи и местные жители, а также учащаяся молодежь.

И кому, как не муниципальным властям, точно знать, кто чем в их поселениях занимается!

По мнению Игоря Климина, для этого жесткого законодательства на местном уровне было бы вполне достаточно, но пока ситуация не в пользу легальных предпринимателей.

— Наведение порядка в любой отрасли зависит от эффективной системы работы исполнительных органов власти в этом направлении и, конечно же, адекватного законодательства, — убежден Михаил Забелин. — И в первую очередь — федерального. В ведущих европейских странах нет такого позорного явления, как нелегальная заготовка и переработка металла.

Президент ассоциации «СоюзВторМет» предлагает выстроить эффективную систему работы с ломозаготовителями, при которой санкции по отношению к «нелегалам» будут очень жесткими, оперативными и дейcтвенными. А сейчас буквально душат штрафами легально работающие предприятия, как бы умышленно подталкивая их в нелегальный бизнес. «Нелегалы» от штрафов не страдают, так как их ранее особо-то и не проверяли.

Энергия отраслевых ассоциаций

Конкуренция конкуренцией, но соперники вынуждены считаться с проблемами, которые мешают им добиваться решения общих проблем. Поэтому все чаще фирмы объединяются в ассоциации по профессиональному принципу. Эта тенденция не миновала и Ульяновскую область.

Более десяти лет назад была учреждена некоммерческая Российская Ассоциация металлоторговцев, в которой представлен и ульяновский бизнес. Теперь это Российский союз поставщиков металлопродукции. Основная цель деятельности — содействие развитию участников Союза, повышению их профессионализма и устойчивости на рынках металлов.

Однако отнюдь не все металлотрейдеры склонны к членству в организациях, которые лоббируют интересы подотрасли. К примеру, ООО «Металл для вас» и «УАЗ-Вторресурс» не входят в какие-либо объединения или ассоциации. Но в ассоциации «СоюзВторМет» объединились уже 16 предприятий.

Михаил Забелин признается:

— Хотелось бы сделать многое, но удается не все. Многим ломозаготовителям надо понять, что добровольное объединение юридических лиц решает в повседневной работе только общие, характерные для всех проблемы юридического, организационного, технического плана. Тот, кто решает проблемы, знает, как это непросто и нелегко. Сегодня правительство области делает очень многое для того, чтобы и в нашей сфере бизнеса был порядок. Достаточно сказать, что общее количество лицензиатов уменьшилось за последние четыре года почти вдвое. И приоритетно выживает в рыночных условиях тот, кто работает в городе более 10-12 лет подконтрольно и профессионально.

Кстати, опыт ульяновской ассоциации в прошлом году перенимали представители Челябин-ска, Кемеровской области и Алтайского края. А в столице создается российская отраслевая Ассоциация ломопереработчиков.

Михаил Забелин уже встречался с ее президентом: «Есть хорошие идеи. Думаю, что нам надо вступать в состав этой ассоциации. Либо делегировать в совет директоров вице-президента «СоюзВторМета», поручив ему поддержку связей с федеральным центром и Минпром-энерго РФ».

Вместо послесловия

Неспроста стратегическим резервом страны уважительно называют металлы. Без них экономику не поднимешь и обороноспособность не укрепишь. А проблемы ульяновского рынка металлов подтверждают, что нет подсобных или второстепенных отраслей. Все они взаимосвязаны и ориентируются уже на тенденции мирового рынка.