В обсуждении идеи переименования Ульяновска в Симбирск пора ставить точку.
Такой вывод можно сделать из результатов соцопроса, проведенного Центром социологических исследований при правительстве Ульяновской области.
Опрос проводился с 18 по 20 марта.
Участие в нем приняли 900 респондентов – жителей столицы региона старше 18 лет.
Сергей Ермаков, высказав идею о переименовании Ульяновска в Симбирск, подчеркнул, что, прежде чем говорить о референдуме по этому вопросу, и уж тем более его организовывать, стоит изучить отношение жителей Ульяновска к этой идее менее дорогим способом. С этой целью в мэрии Ульяновска три дня работала «горячая линия» по переименованию.
Как нам рассказали в пресс-службе мэрии, за три дня было принято около 500 звонков по теме. Звонившие примерно поровну разделились на сторонников и противников переименования, сторонников в итоге среди звонивших оказалось чуть больше.
Результаты работы «горячей линии» были обобщены и переданы мэру.
Но любой знакомый с основами социологии человек скажет, что подобная «горячая линия» не может отразить истинное отношение горожан к поднятой теме. Ведь звонить и высказывать свое мнение будут только ярые сторонники какой-то из точек зрения. А чтобы оценить ситуацию объективно, нужно учесть мнение всех горожан. Узнать его можно как раз таки с помощью соцопроса.
Социологические исследования на тему переименования нашего города в Ульяновске проводились уже не раз. Так, Нина Дергунова, консультант Центра социологических исследований, рассказывая о результатах проведенного ими опроса, сравнивала их с итогами подобных исследований 2005 и 2006 годов.
Оказалось, что ульяновцы все более серьезно относятся к этой теме.
Если раньше большая часть опрашиваемых затруднялась с ответом или отвечала уклончиво, то теперь все больше ульяновцев выбирают категоричные варианты ответов. Так что за три года выросло количество и сторонников, и противников переименования. Если за Симбирск в 2005 году высказывались 12 процентов опрошенных, то в 2008 году – уже 20 процентов. Но еще больше выросло количество противников переименования города. В 2005 году их было 33 процента, а в 2008-м стало 54. И это только респонденты, выбравшие ответ «категорически против». А еще 10 процентов опрошенных в целом не поддерживают идею переименования города. В итоге противников переименования среди горожан сейчас 64 процента – в 2,7 раза больше, чем сторонников. Кстати, больше всего противников переименования – среди ульяновцев старшего возраста.
В ответе на еще один вопрос исследования: «Если бы референдум по переименованию состоялся в ближайшее воскресенье, как бы вы проголосовали?» – также в большинстве оказались противники Симбирска. 62 процента опрошенных проголосовали бы против и только 27 процентов – за.
Комментируя результаты опроса, Дергунова высказала мнение, что ульяновцы уже пережили то время, когда, говоря об избавлении от коммунистических наименований, люди не задумывались о практической стороне этого вопроса. Именно так было в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, когда по стране прокатилась волна переименований. А до времени экономической стабильности, когда расходы на переименование окажутся для нас малозаметными, Ульяновск еще не дожил. Так что, подвела итог консультант Центра социологических исследований при правительстве области, в настоящее время ульяновцы не готовы к возвращению городу прежнего имени. Вероятно, с мнением горожан согласится и губернатор, который до сих пор своей позиции по вопросу переименования публично не высказывал.
Тратить городские деньги на референдум, который даст аналогичные опросу итоги, тоже кажется бессмысленным. В общем, напрашивается мысль, что тему пора закрывать.