Губернатор Сергей Морозов потребовал от всех министров четко конкретизировать потребность в инвестиционных проектах и разработать детальный план привлечения инвестиций в регион. Инвестиционные планы коснутся даже департамента культуры, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Обсудить их планируется на завтрашнем совещании.
Хочется верить: то, о чем я и мои коллеги, а также экологи и многие представители общественности говорили властям на протяжении трех лет, начинает сбываться. И если все так, то я готов поддержать губернатора в этом деле. Жаль только, что три года нас никто не слушал, и Ульяновская область за это время многое потеряла.
Смысл этого маленького официального сообщения большой: не должна власть радостно хлопать в ладоши каждому денежному мешку, пришедшему с инвестиционным проектом. Ни к чему воспринимать слово «инвестиции» как волшебное. Инвестиции могут быть и хорошими, и плохими, как и сами инвесторы. Вложение средств в строительство игрового салона тоже можно назвать инвестициями. Власть – это представители населения, люди, которым доверили налогоплательщики управление городом, районом или областью, доверили распоряжаться государственным или муниципальным имуществом, своими налоговыми отчислениями. И власть, памятуя об интересах граждан-налогоплательщиков, должна вместе с населением определять, что и где надо построить и создать. И ставить условия инвесторам, выбирая из них лучших.
К примеру, есть у нас еще земельные участки в городе – надо определить, что мы хотим на них видеть и на каких условиях. После этого объявить конкурс на лучший проект. И тогда победят не те, кто ближе к власти, а те, у кого самый достойный и выгодный для области или города проект. Конечно, закон обязывает проводить конкурсы только для жилищного строительства, да и то лишь на сами земельные участки. Но если, как все говорят, у нас такое заботливое и креативное областное правительство, у которого масса идей – от экзаменов для чиновников (что по закону тоже не требуется) до введения в документооборот буквы Ё, то почему бы в заботе о людях не ввести конкурсы инвестиционных проектов.
Если бы областное правительство встало на эти позиции, возможно, не было бы проблем с ООО «Ленинские горки», которые в этом случае заранее подготовили бы максимально проработанный проект своего спортивно-развлекательного комплекса и не ставили свои условия, а вписывались бы в требования, которые поставила перед ними городская власть. Впрочем, может быть, вместо этой компании в конкурсе победила бы другая, более порядочная. И на улице Карла Маркса вместо огромного чудища Конгресс-холла, возможно, появилось бы нечто другое, что могло более гармонично вписаться в исторический облик города. Не исчез бы красивейший скверик с голубыми елями за кинотеатром «Руслан» в Новом городе, на месте которого сейчас стоит огромное здание торгового комплекса «Самолет», к которому имеет отношение один из высоких чиновников. Не надо было бы прокуратуре опротестовывать «особый метод приватизации муниципального имущества», благодаря которому без всякого конкурса в центре города получили лакомую недвижимость сразу несколько компаний, приближенных к областной и городской власти. И тогда сохранился бы исторический памятник на улице Гончарова – дом купца Чернышова, фактически до основания разрушенный компанией «Симбирский купеческий дом».
Во вторник ульяновское отделение «Русского ботанического общества» опубликовало письмо губернатору области и мэру Ульяновска, в котором заявляет, что «считает недопустимым передачу парка семьи Ульяновых в аренду в частные руки, вырубку ценных древесных пород парка, проведение работ по строительству кафе, торгующих спиртным, и многочисленных аттракционов».
Понятное дело – средств у города на содержание парков не хватает (зато почему-то можно бросить 20 миллионов на строительство никому не нужного фонтана перед Мемцентром) потому, вероятно, мэрия и рада первому попавшемуся «инвестору». Но если бы власть была озабочена судьбой парка и интересами жителей, то, наверное, она сначала бы официально объявила, что хочет видеть в этом парке, и какие ограничения обязательны для инвесторов, а затем по конкурсу отобрала бы лучший проект. Вместо этого по какой-то договоренности парк отдан в аренду именно компании «Парк», которая уже начала устанавливать там свои правила. В понедельник выяснилось, что компания уже начала реализовать свой проект по некоему генплану парка, который нигде не обсуждался и, тем более, не утверждался.
Генплан предусматривал установку различных кафе и киосков в зеленой зоне, что категорически запрещено. Более того, на прошлой неделе по всему городу были расклеены объявления, приглашающие на площадь парка субарендаторов, что тоже не могло делаться без согласования с мэрией. Благодаря вмешательству городского комитета по охране окружающей среды и природопользованию, а затем и первого заместителя мэра Александра Букина, реализацию тайного генплана удалось остановить.
Между тем «инвестиционных тайн» в Ульяновске и Ульяновской области остается предостаточно. Жители, проживающие у Свияги, сообщают, что на площадке, где был недостроенный ледовый дворец, разворачивается строительство торгово-развлекательного комплекса, и уже известно, что в этом строительстве заинтересован один из высоких чинов облправительства. Напротив него казанская инвестиционная компания намерена строить гостиничный комплекс. С другой стороны реки «Пищекомбинат Волжский» строит в эколого-рекреационной зоне огромный магазин без имеющихся на то законных оснований. Причем помогли протолкнуть этот проект заинтересованные депутаты гордумы, подготовившие при участии владельца поддельного диплома Сергея Глебова нужное Положение, теперь отмененное по протесту прокуратуры. Похоже, что пока рухнули лишь планы ООО «Набережная», во владение которой могла попасть вся набережная Свияги. По неофициальной информации, мэр Ульяновска понял, что эта компания, не вложив нужных инвестиций, может захватить самые ценные земли, и закрыл проект.
Но нечто похожее может получиться на набережной Волги. Областные власти продолжают расхваливать «Ленинские горки», представляя их как большое достижение, губернатор открывает лыжный комплекс… А в это время выясняется, что этой частной компании отданы в аренду вся набережная Волги и акватория до самого моста. Пока эти планы не афишируются, поскольку можно получить отрицательную реакцию населения и предпринимателей. Все хорошо понимают, что набережная Волги – золотое дно. Ульяновск – единственный из областных центров, стоящих на Волге, где вместо красивой набережной – свалка, бараки и убогая лодочная станция. В других городах набережные – место отдыха горожан, там расположены кафе и рестораны, места для прогулок и активного отдыха. Там набережная – одно из самых дорогих мест. А у нас – просто так, по какой-то договоренности, все это отдали одной частной компании. Обещания, что ООО «Ленинские горки» будет заботиться о противооползневой зоне, бессмысленны – на это требуется как минимум десять миллиардов рублей, которых у компании никогда не было и не будет. Наоборот, может получиться, что она попытается стать подрядчиком на федеральных деньгах, если они вдруг появятся. Передачу всех этих земель преступлением назвать, наверное, нельзя – закон, вроде, не нарушен. Но предательством интересов ульяновцев можно вполне.
Все эти примеры красочно говорят еще об одном явлении, которое может скрываться за тайными планами. Они – всегда хорошая почва для коррупции. И то, что к некоторым из них имеют отношение чиновники областного правительства и депутаты городской Думы, заставляет задуматься. Если губернатор и мэр намерены, как они заявляют, бороться с коррупцией всеми методами, то ничто не мешает для начала ликвидировать условия возникновения тайных планов, определиться, где и какие инвестиции нужны и возможны, с какими требованиями. А затем сделать это достоянием гласности. После чего рассматривать инвестпроекты только на конкурсной основе.
Известно, что председатель городского комитета по охране окружающей среды и природопользованию Андрей Салтыков уже не раз предлагал руководству города перейти к системе конкурсов на реализацию тех или иных инвестиционных проектов, но пока его предложения отклика не нашли.
Характерно, что именно 18 числа, в тот же день, когда губернатор намерен заслушать детальные планы привлечения инвестиций, Общественная палата Ульяновской области проводит общественные слушания «О сложившейся в Ульяновске практике выделения участков под застройку», куда приглашены мэр Ульяновска и губернатор Ульяновской области.
Спору нет – губернатор Сергей Морозов преуспел в инвестиционной деятельности. Ни при каком предыдущем губернаторе не было такого инвестиционного бума в Ульяновской области. Но, как отмечают экономисты, здесь не столько заслуга власти, сколько следствие общего инвестиционного бума, наблюдаемого в России. Инвесторы сами идут на Ульяновск, менее других тронутый рыночными реформами девяностых годов. Вот тут бы и сказать им: пожалуйста, ребята, приходите, только давайте так: не вы будете выбирать, а мы, исходя из того, что нужно городу и области, что в интересах ульяновцев.