Во вторник страна вступила в новый этап своей жизни. Задача «как сделать Владимира Путина лидером нации» была решена просто. Без лишних заморочек. Правда, насчет нации – это будет преувеличением – нация пока еще разнообразна, но лидером всего государства он стал уж точно. Если сравнить возможности Владимира Владимировича с возможностями Дмитрия Анатольевича, то у первого их гораздо больше. Председатель ЕР в нынешних обстоятельствах – все равно, что председатель страны. Он не обязан подчиняться решениям партии, но партия будет подчиняться его решениям, под его полным управлением становится парламент, где у партии «контрольный пакет» голосов, под его полным управлением правительство страны, под его полным управлением и сама исполнительная власть регионов, где все чиновники тоже единороссы, и законодательная власть регионов, у которой, как правило, сложилось аналогичное соотношение голосов единороссов, под его контролем и все местное самоуправление – что мэры, что думы и различные советы, в которых тоже большинство – «Единая Россия». Если захочет, он сможет и импичмент устроить новому президенту.
И чиновники, и простые партийцы рады. Главное – с избранием Председателя закончилась их основная головная боль: что делать после инаугурации президента. Снимать портрет Путина и вешать вместо него портрет Медведева как-то неловко, да и настучать могут, а там ведь кто знает, как все дальше обернется. Оставить без изменения тоже нельзя – вроде, президент есть президент, тут тоже можно кресла лишиться, а то и чего поболе. Вешать портрет Медведева рядом, но немного выше – еще хуже, поскольку всем понятно, кто есть кто. Мучились чиновники, а решить проблему никак не могли. И вот – решение пришло само. Теперь смело можно оставлять портрет председателя на своем месте, а рядом можно повесить и президентскую фотографию. На одном уровне или как – это уж в зависимости от дальнейшей политической обстановки.
Владимир Путин, принимая предложения стать Председателем, поставил еще одно условие, понимая, видимо, что иначе ему будет не очень приятно ощущать себя в сообществе с определенной частью единороссов. «Партия… должна быть разбюрократизирована и очищена от случайных людей, преследующих исключительно корыстные цели», – грозно предупредил он.
Пожелание хорошее, да только как его исполнить? За последние полгода мне пришлось немало разговаривать на темы партийности со многими уважаемыми и порядочными людьми – учеными, предпринимателями, врачами, директорами предприятий, чиновниками. И от всех я слышал в разных интерпретациях практически один и тот же ответ: «Видите ли, мне самому многое не нравится в том, что происходит в партии, да и взгляды мои не совсем совпадают… но поймите, я должен заботиться о своем заводе (бизнесе, районе, университете, школе, больнице и пр.)». Они признавались, что фактически с осени прошлого года установлены новые правила игры. Они повсеместные. Хочешь того или не хочешь – надо принимать. И это говорили лучшие из представителей партии. Умные и честные люди. Что говорить об остальных, которым явно показано, что добиться чего-то можно только через партию власти. И поэтому все, кто хочет сделать карьеру, давно это поняли. Тем, кто не понял – объяснили. Самых молодых научили карьеризму через партию. Вспомните, как год назад с помпой при поддержке чиновников молодежи представляли проект единороссовской «Молодой гвардии» «Политзавод», который сами организаторы громко называли проходной во власть. Смекалистая молодежь поняла правила игры и пошла.
Не получится ли, что если партию очистят, то никого в ней не останется? Так что вряд ли что-то изменится. Пока партия даже оставила в депутатах единоросса Сергея Глебова с его поддельным дипломом, которого почему-то так усиленно тащила в региональный парламент.