С 20 по 23 апреля в Ульяновске пройдут гастроли Санкт-Петербургского государственного театра «Рок-опера». Артисты представят на сцене ЦНТИ легендарные спектакли «Иисус Христос – суперзвезда», «Юнона и Авось» и премьеру – «Кентервильское привидение». Накануне выступления корреспонденту «УС» удалось пообщаться с художественным руководителем театра, заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Подгородинским.
Этот театр существует с 1975 года, когда состоялась постановка первой в СССР рок-оперы – «Орфей и Эври-дика» ансамблем «Поющие гитары». Постепенно репертуар расширялся, наряду с отечественными, в него вошли и западные произведения, в том числе – «Иисус Христос – суперзвезда», самая знаменитая рок-опера в мире. Написанная в 1970 году Тимом Райсом и Эндрю Ллойдом Уэббером и представленная на Бродвее, она вошла в число ярчайших музыкальных произведений в истории. Постановка этой оперы на российской сцене, несомненно, была решительным шагом, и то, что театр «Рок-оперы» решился на это, – признак высокого профессионализма и истиной преданности искусству.
– Была юношеская мечта ее поставить, можно сказать, из-за этой музыки я и пришел в театр, – рассказал Владимир Подгородинский. – Премьера ее состоялась в 1990 году. Этот спектакль стал символом возвращения веры после того, как в былые времена она была растерзана, растоптана. Мы принципиально представляем «Иисуса Христа» на русском языке, чтобы художественным языком донести до слушателя суть Евангелия. Партитур у нас тогда вообще не было – их снимали на слух с пластинки. Символичным стало и то, что актеру, исполнявшему главную роль, было 33 года.
– Католическая церковь приняла эту оперу благосклонно. А у нас, например, во Львове, была акция против показа спектакля. Как удалось уладить конфликт?
Во Львове очень ортодоксальная православная церковь. Епископ тогда направил письмо директору оперного театра с требованием запретить спектакль. Я предложил встретиться, обсудить. Пришел референт из епархии, очень просвещенный человек. Мы пообщались буквально пятнадцать минут, он все понял и дал добро. Хотя несколько женщин тогда все же дежурили у театра с гневными плакатами.
В свое время наш близкий друг, настоятель питерского храма Спаса Нерукотворного отец Василий, прочитав либретто, тоже говорил, что ставить «Иисуса Христа» нельзя. Но, посмотрев, сказал, что надо играть, и благословил нас. Ведь привлечь молодежь к религии традиционным средствами уже не получается, а после нашего спектакля люди хотя бы начали заходить в храм.
– А не рискованно ли было ставить «Юнону и Авось»? Для многих зрителей она ассоциируется исключительно с театром «Ленком», а ваш вариант значительно отличается.
– Риска я не вижу. Если материал талантлив, он имеет право на разные прочтения. Тем более что сам автор был не против. После нашей премьеры Алексей Рыбников написал на клавире «Опера-мистерия» и сказал, что наконец-то услышал то, что хотел. Конечно, «Ленком» -великолепный драматический театр, там яркий визуальный ряд. Но «Юнона и Авось» – все же опера. Декорации у нас поскромнее, вдобавок на сцене работают целых два Резановых -один как бы выходит из другого. Все это позволяет более полно раскрыть замысел композитора
Все исполняется «вживую»?
– Да, поем живьем, под оркестровую фонограмму. Музыку записываем в питерских студиях.
– Расскажите, пожалуйста, о новинке – «Кентервильском привидении».
– Это очень серьезная вещь, к ее постановке мы шли два года Либретто, по мотивам произведения Оскара Уайльда, написал Вячеслав Верин – один из лучших российских драматургов. В целом спектакль построен в стиле мюзикла, где персонажи отождествляются с совершенно разными музыкальными направлениями. Сэр Кентервиль – хард-роковый музыкант, он играет на гитаре в духе «Лед Зеппелин». Миссис Отис – настоящий американский бэнд, Вирджиния Чарльз – потрясающая итальянская лирика
А сюжет – противоборство культуры и бизнеса. Замок Кентервиль выступает как символ творения рук человеческих, памятник, а миссис Отис намеревается сделать там пятизвездочный отель.
– А не думали поставить что-нибудь из русской классики?
– Я мечтаю о «Преступлении и наказании», возможно, придем к «Пиковой даме», «Онегину», «Рабе любви». Из западного хотелось бы сделать «Призрак оперы», а администраторы предлагают поставить «Ромео и Джульетту», они считают, что она принесет большой коммерческий успех. Кстати, в ней можно поднять актуальную проблему скинхедов, возрождения фашизма в стране, которая так от него пострадала. Оригинальное прочтение зависит лишь от таланта и желания работать над материалом. Главное, чтоб за всем стоял художественный смысл.