«АМС-Групп» покупает автобусный завод в Белграде
Ульяновская «АМС-Групп» выиграла в тендере по продаже 39,22-процентного госпакета акций сербского автобусного завода Ikarbus. Сумма сделки не раскрывается, однако рыночная капитализация предприятия невелика — 42 млн долл.
Тендер по продаже 39,22% Ikarbus был объявлен в начале декабря 2007 года, однако к моменту подведения итогов, 22 февраля, в списке участников остался только один претендент — ульяновский производитель комплектующих «Автодеталь-сервис», входящий в «АМС-Групп». Два других потенциальных участника — израильская Mayer’s Cars and Trucks и сербская MK Commerce — ограничились выкупом тендерной документации.
Возможно, их отпугнуло то, что участник тендера должен был предложить цену за все 100% акций компании. После того как договор о продаже госпакета будет подписан, фонд акционеров (владеющий вместе с пенсионным фондом предприятия самым большим пакетом в 39%) предложит миноритариям (у каждого из остальных акционеров не более 6%) продать свои акции победителю тендера.
«Автодеталь-сервис», выигравшая тендер, производит комплектующие (КПП, гидроусилители, карданные валы, детали тормозных систем и пр.) для УАЗа, а также для ГАЗа. Завод входит в ульяновскую «АМС-Групп», которая два года назад начала сборку китайских грузовиков BAW. Как сообщили РБК daily в компании, покупка Ikarbus нацелена на развитие автомобильного дивизиона группы. «Нас интересует вся линейка коммерческого транспорта, и мы надеемся, что сербский производитель будет в более выигрышном положении в России, чем китайский», — сообщил РБК daily источник в компании.
Между тем сербский завод сложно назвать сверхпривлекательным активом: сейчас долги предприятия практически равны его капитализации: 40,25 млн против 42 млн долл. В 2007 году убытки Ikarbus составили более 10 млн долл. При производственной мощности в 1000 автобусов в год предприятие в прошлом году выпустило около 100 автобусов. В 2008 году планировалось выпустить 600 штук. Предприятие владеет двумя сборочными цехами, двумя офисными зданиями и рестораном в Белграде, однако большая часть недвижимости заложена в банках в качестве обеспечения кредитов. Между тем, по сообщениям сербской прессы, в апреле Ikarbus заключил договор с московским заводом «Тушино-Авто» (занимается переоборудованием автобусов Ikarus и «ЛиАЗ») на поставку 300 микроавтобусов IK-107 Moskovit. Объем контракта — 18 млн евро.
Крупнейший российский производитель автобусов — группа ГАЗ также интересовалась ранее покупкой активов в Восточной Европе, в частности венгерским Ikarus, однако сделка не состоялась «из-за слишком высокой цены».