До столкновения оставалось 400 метров…
В прямом смысле слова, мне посчастливилось жить и работать на линейной станции Охотничья, известной своими героями.
Здесь, рядом с перроном, между пассажирским зданием и постом ЭЦ, на невысоком постаменте установлена мемориальная плита в честь героев гражданской войны из Железной дивизии, которые ценой собственной жизни остановили белогвардейцев на подступах к городу Симбирску. В полукилометре от станции, у опушки леса раскинулось братское кладбище с фигурой бронзового солдата с винтовкой в руке, в шинели и буденовке времен гражданской войны.
Когда я более тридцати лет назад устраивался сюда железнодорожником, мои наставники так прямо и сказали: гордись, парень, этими святыми местами!
«Если тебе однажды, в лунную ночь, случайно привидится кавалькада из десятка-другого всадников во всем белом, не пугайся – это лишь отзвук, отражение тех кровавых баталий».
Мемориальная плита у станции силами местных железнодорожников ухожена в любое время года. Хорошо помнят жители станции и своего персонального героя из не столь далеких шестидесятых годов, который ценой – опять-таки, собственной жизни – предотвратил крупную техногенную катастрофу. Имя этому герою – Геннадий Гавриков. Дело было вечером второго июня 1966 года. Дежурный по станции и стрелочница принимали четный грузовой поезд, который вели машинист Г. Гавриков и его помощник Анатолий Иванов. Вели из-за чьей-то ошибки – на второй путь, тоже занятый грузовым. До столкновения оставалось всего 400 метров. При всей технической возможности тормозной системы состава трагедии было не избежать.
Геннадий выпроводил помощника в дизельный коридор локомотива, а сам остался за контроллером , пытаясь хотя бы сбавить скорость. И это, к счастью, ему удалось… хотя и с некоторым опозданием.
Сокрушительный удар застал Анатолия в коридоре. Получив многочисленные увечья, он остался жить, но, как говорят очевидцы той аварии, поседел в одночасье. А Геннадий так геройски и погиб за рукояткой контроллера, предотвратив непредсказуемые последствия. Покинь он кабину с первых секунд опасности, многочисленных жертв было бы не избежать. Ведь отдельные жилые дома и по сей день расположены в непосредственной близости от железнодорожных путей. Смятые в гармошку отдельные платформы, как утверждают жильцы этих самых домов, зловеще застыли у самых ворот и заборов.
Виновные в случае с Гавриковым, конечно, понесли соответствующие наказания: кто – уголовное, кто – материальное. Но все это со временем утряслось, забылось. Только самого дорогого – жизни человеческой уже никогда не вернуть. И никакой ценой не искупить.В локомотивном депо Ульяновск о Гаврикове отзываются только добрым словом. Был он отзывчивым, примерным семьянином. Его ставили и ставят в пример вновь поступившим на работу в депо молодым выпускникам вузов, училищ, техникумов.
Героический поступок моего земляка, рядового машиниста локомотива дает мне право выступить с предложением в адрес местных властей и руководителей дороги: почему бы одну из улиц станции Охотничья, – Станционную, например, – не назвать именем Г. Гаврикова. Да и бюст недорогой установить рядом с плитой памяти героям Железной дивизии.
Уверен, эту инициативу поддержали бы многие местные жители и оказали посильную помощь при установке бюста. Ведь есть же у нас улица Гая, в память о героях Железной дивизии. Того же вполне заслуживает и машинист Гавриков.