От 1500 до 2000 рублей с каждой квартиры нужно будет доплатить за горячую воду, полученную жителями в прошедшем отопительном сезоне. Такие расчеты сделаны в некоторых управляющих компаниях (УК) Заволжья по итогам корректировки оплаты за эту коммунальную услугу. Жители оплачивали МЕНЬШЕ, чем потребляли фактически, утверждают в УК. Это и стало главной причиной долгов энергетикам. В прошлом году разницу между фактически потребленным теплом и горячей водой (около 300 млн.) компенсировали из городского бюджета. На носу были ВЫБОРЫ, и власти оказалось проще вынуть эти деньги из бюджета, чем навести порядок. В этом году, похоже, все идет к тому, что раскошелиться придется ульяновцам…
На прошлой неделе в домах Нового города без всякого предупреждения вдруг исчезла горячая вода (ее отключили по решению УК). Через два дня вода снова появилась, но уже еле теплая. Оказалось, что подачу воды возобновили, но по тупиковой схеме: циркуляция в системе горячего водоснабжения была прекращена. По тупиковой схеме подается вода и на правом берегу Ульяновска…
Сохранить циркуляцию!
16 апреля «Волжская территориальная генерирующая компания» (ВоТГК) сообщила о завершении отопительного сезона. Энергетики уточнили сумму долга муниципальных предприятий (667 млн. руб.), напомнив, что долги «негативным образом могут отразиться на снабжении ульяновцев горячей водой в летний период».
22 апреля пресс-центр мэрии в очередной раз напомнил о сроках гидравлических испытаний и, как всегда, пообещал: «По окончании гидравлических испытаний горячее водоснабжение будет возобновлено».
В этот же день областная прокуратура разослала официальное заявление, в котором отмечено, что практика прекращения энергомонополистами оказания услуги вследствие «долговых обязательств субъектов жилищно-коммунального хозяйства судебными решениями признана незаконной». Заявление заканчивается напоминанием, что неправомерные действия должностных лиц ВоТГК могут «превратиться» в уголовно-правовую ответственность.
10 апреля в комитете ЖКХ Ульяновска состоялось совещание по вопросу окончания отопительного сезона. Присутствовавший на совещании исполняющий обязанности главного инженера ВоТГК
В. Муратов отметил, цитирую: «До 12.05.2008 года будет сохранен циркуляционный режим подачи горячего водоснабжения».
Несмотря на это, в начале прошлой недели в Ульяновске циркуляции не стало. Результат – лавина жалоб…
Странная «оборона»
Ни городская или областная власть, ни УК пока не подали голоса в защиту жителей. Некоторые из управляющих компаний все же организовали «протест», но попытались использовать для этого… самих жителей. В домах Нового города управляющими компаниями был организован сбор подписей под обращением к мэру Ульяновска Сергею Ермакову.
Дословно. Первый вариант, от УК «РЭС»: «Во избежание конфликтной ситуации просим Вас принять меры для восстановления системы ГВС в циркуляционном режиме. В противном случае, отказываемся от горячей воды по тупиковой схеме». Второй вариант, от УК «Жилстройсервис»: «Этим летом ТЭЦ-2 планирует подавать горячую воду по тупиковой схеме. При этом вода будет поступать в наши квартиры низкой температуры (30-40 градусов). Мы предлагаем обязать ТЭЦ-2 (в лице УМУП «Теплоком») подавать горячую воду по циркуляционной схеме, как в зимний период, чтобы из кранов в наших квартирах текла по-настоящему горячая вода».
Странная, на мой взгляд, позиция управляющих компаний. Во-первых, потому что именно они, управляющие жилым фондом по договорам с собственниками, должны бороться за качество услуг для жителей. Во-вторых, налицо – шокирующая неграмотность: мэр не может обязать ТЭЦ-2, которая входит в ОАО ВоТГК (частную фирму), обеспечить циркуляцию. Частник и монополист, ВоТГК никак не подчинен мэру Ульяновска.
Странные люди управляют нашим жилым фондом. Но это так – заметки по ходу…
Удушить в объятиях?
Помимо официальных сообщений о проблемах с горячей водой интересно интервью директора Ульяновского филиала ВоТГК Александра Симановского, опубликованное в газете «Симбирский курьер» 19 апреля. Симановский сказал: «Исходя из ситуации на сегодняшний день, горячей воды не будет». Директор ВоТГК справедливо отметил, что «отключение ГВС не может быть мерой выдавливания долгов. Законодательство в этом смысле очень строго нас ограничивает, поскольку наш вид деятельности является монопольным». Не могу не согласиться с тем, что, как утверждает Симановский, необходимо заниматься проблемами энергосбережения, и что «У населения должно быть ясное представление, сколько и за что оно платит, кто в итоге отвечает за нормальное отопление жилья, за наличие в квартирах горячей воды».
Но я бы еще добавил – кому, сколько (и благодаря кому – столько) платит население. Об этом – чуть позже, а пока – о внезапно исчезнувшей циркуляции…
Директор УМУП «Теплоком» Василий Жуков рассказывает, что вечером 15 апреля ему сообщили: слесари ВоТГК перекрывают задвижки «обратки» на квартальных сетях ВоТГК (то, что «обратка» перекрыта «доказали» и манометры «Теплокома»). Для Жукова, присутствовавшего на совещании, на котором исполняющий обязанности главного инженера ВоТГК заверил в сохранении циркуляционного режима до 12 мая, это было неожиданностью. Во-первых, потому что это нарушает подписанный в мэрии протокол. А во-вторых, потому что отключение от «обратки» произошло без предупреждения энергетиками «Теплокома».
Пояснение. От ТЭЦ-2 в Новый город идут две магистральные трубы: «подача» и «обратка» (по ней вода возвращается на подогрев в ТЭЦ). От магистральных труб ТЭЦ «подача» и «обратка» отходят квартальные сети (за них отвечает «Теплоком»), далее две трубы входят в дома. Когда перекрывается «обратка», возникает тот самый тупиковый разбор воды. Но внутри домов вода остывает, особенно сильно – в ночное время…
В общем, в среду – обвал жалоб на холодную горячую воду, и УК принимают решение перекрыть ее подачу в дома. Через два дня горячую воду «включают», но жалоб меньше не становится…
В Ульяновске каждое лето горячая вода подается по тупику. Отключение «обратки» энергетики объясняют ремонтными работами. Причина – почему в этом году отключили «обратку» до официально объявленных гидравлических испытаний – неизвестна.
Спор «Теплокома» с энергетиками по поводу циркуляции идет не один год. И в прошлые годы это предприятие пыталось включить пункт о циркуляционной подаче горячей воды летом в договор с ВоТГК. В этом году «Теплоком» намерен довести дело до конца: готовит заявление в суд о понуждении ВоТГК подписать договор на условиях «Теплокома».
Но в организации циркуляции есть и другие проблемы. Энергетики утверждают, что со своей стороны «ВоТГК производит горячую воду в соответствии со всеми положенными нормативами и подает ее МП ЖКХ на границах своей балансовой принадлежности не ниже 65-60 градусов». Именно на этом, считает Жуков, энергетики строят свою «защиту». Мол, мы, энергетики, свои параметры выдерживаем. Кстати, 23 апреля в пресс-релизе ВоТГК это подтверждается: «Претензии к качеству горячего водоснабжения следует адресовать управляющим компаниям и муниципальным предприятиям ЖКХ», – сообщают энергетики.
По Постановлению Правительства РФ №307 температура воды в наших квартирах должна быть не ниже 60 градусов. И, если в сетях «Теплокома» вода остывает не очень сильно, то изношенные сети домов, разрегулированное домовое оборудование (и естественное остывание воды в стояках ванных комнат и кухонь) превращают горячую воду в холодную.
В общем, о циркуляции энергетики ни с кем говорить не хотят.
Директор УМУП «Городской теплосервис» Александр Тиханушкин (это предприятие обслуживает правый берег) рассказывает, что сегодня за долги 1995-2001 годов арестованы счета его предприятия (несмотря на то, что правительство области по договору реструктуризации погашает эти долги). И деньги за оплату текущего потребления уходят в счет погашения старых долгов, в результате чего долги за 2008 год накапливаются. Долг «Теплосервиса» – 350 миллионов рублей. 239 из них сложились из-за подачи горячей воды большей температуры в отопительный период. Поскольку в домах «все нарушено», говорит Тиханушкин, температура воды, идущей на разбор, такая же, что и в системе отопления. Населению же за горячую воду начисляют из расчета 60-65 градусов (а температура получаемой жителями воды в отопительный период поднимается до 85 градусов). Эта температурная разница приводит к разнице в стоимости фактически полученной услуги и услуги оплаченной. Директор «Теплокома», кстати, тоже говорит о том, что население оплачивает меньше фактического потребления.
Циркуляции на правом берегу Ульяновска тоже нет. «В котельных у меня везде циркуляция, – говорит Тиханушкин, – а от ВоТГК – тупик». «Тупик» же означает дополнительный слив воды. Но за этот слив энергетики деньги все равно получат. Несправедливо…
Шерше ля рубль
Анализ ситуации с теплом и горячей водой в Ульяновске приводит к стандартному выводу: идет обыкновенная борьба за наши деньги. Причем, ульяновские власти (областная и городская), филиал ВоТГК, муниципальные предприятия – лишь пешки в этой шахматной партии.
«Волжская ТГК» обеспечивает теплом и горячей водой три области: Ульяновскую, Самарскую и Саратовскую. Посмотрите на график: в этих городах самые высокие цены на горячую воду в Поволжье (в Ульяновске – самые высокие).
Процесс повышения тарифов на горячую воду и тепло в Ульяновской области обнаруживает существование лобби энергетиков в правительстве области. В стоимости ГВС львиная доля (до 80%) стоимости – это нагрев и транспортировка. Нагревает воду ВоТГК, транспортируют, в основном, муниципальные сетевые компании. Областной комитет цен, устанавливающий тарифы для ВоТГК и муниципальных компаний, повышает их крайне неравномерно. На 2008 год для ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 тариф повышен на 23,4%, для «Теплокома» и «Городского теплосервиса» – на 12%. Практически двойная диспропорция в повышении тарифов была и на 2007 год. Таким образом, энергетикам с каждым годом обеспечивается все больший и больший кусок от одного и того же «пирога». А «кусок» муниципалов постоянно уменьшается.
В марте 2006 года была предпринята первая попытка «обанкротить» «Теплоком» и «Теплосервис». Протоколом от 21 марта, подписанном губернаторам Сергеем Морозовым, мэром Сергеем Ермаковым и директором по сбытовой деятельности ОАО «СМУЭК» Невейницыным предусматривалась передача ульяновских предприятий в управление ВоТГК, а к 1 апреля – разработать план процедуры банкротства. Передача в управление, как записано в протоколе, производится для улучшения сбора средств за отпущенное тепло и снижения издержек тепловых компаний. (Правда, энергетики так и не объяснили: за счет чего улучшится собираемость денег, и на сколько снизятся издержки). Несмотря на подписание протокола, Сергей Ермаков отказался его исполнять. Да и прокуратура объявила ему предостережение: банкротство по протоколу от 21 марта незаконно. Может последовать и уголовная ответственность мэра.
В конце 2006 – начале 2007 года энергетики решили обанкротить эти предприятия через суд. «Теплоком» и «Теплосервис» снова уцелели.
Сегодня энергетики говорят о создании совместного теплотранспортного предприятия. Но пеняют на то, что их инициатива не находит поддержки городских властей.
«Меня просто загрызут»
Директора «Теплокома» и «Теплосервиса» говорят о том, что в Ульяновске не исполняется постановление Правительства РФ №307. С ними согласны некоторые директора УК и ТСЖ утверждающие, что в соответствии с этим постановлением стоимость кубометра горячей воды должен устанавливать городской комитет по регулированию цен и тарифов. На деле же городская власть «ушла» от этой непопулярной процедуры, взвалив установление размеров оплаты горячей воды на УК, ТСЖ и ЖСК. Реально, как утверждают в УК, стоимость кубометра должна быть на 20-30% выше действующих расценок.
Постановлением 307 предусмотрена и ежегодная корректировка размера оплаты за тепло (горячую воду). В 2007 году, напомним, разницу между фактическим потреблением и реальной оплатой мэрия погасила за счет бюджета (очевидно, испугавшись протестов в преддверии выборов). В этом году этого делать она пока не собирается. Выход один – взять эти деньги, как того требует 307-е постановление, с жителей. Приблизительные сумы доплаты названы в начале статьи.
Один из управляющих ТСЖ сообщил мне, что в связи с тупиковой подачей счетчики на домах зафиксировали резкое увеличение расхода горячей воды. Но и до этого в ТСЖ уже были приостановлены работы по обслуживанию домов: практически все деньги уходят энергетикам. На мой вопрос – будет ли он делать дополнительное начисление по горячей воде, управляющий ответил: «Пока нет. Меня просто загрызут»…
В общем, и в прямом, и в переносном смыслах, Ульяновск «сливают». Напрямую, без всякой «циркуляции», по тупиковой схеме. Но в чей карман – неизвестно…
Постскриптум
Вечером, когда материал был отправлен в редакцию, я зашел в ванную, помыть руки. Приготовился плескаться в еле теплой воде. И… чуть не ошпарился! Звоню в «Теплоком»: «В чем дело? Неужто циркуляцию включили?» «Нет, – ответили мне, – по-прежнему тупиковая подача. Просто энергетики подняли температуру воды до 85 градусов. А зимою, в самое холодное время, было 83…» И радоваться я не стал: ведь начисляют нам из расчета 60-65 градусов, а за дополнительный нагрев на 20 градусов придется доплачивать…
Источник: “Новый град Симбирск” №16 от 24 апреля 2008 г.