Прочёл письмо, недавно опубликованное в вашей газете, – и удивился: какими жалкими доказательствами оперируют «Патриоты России»! Вот пишут, мол, построен Ленинский мемориал. Но неужели они не знают, что до этого строительства разрушены все храмы Симбирска, кроме кирхи, которую изредка посещала мать Ленина.
Вот ссылаются на развитие города. Так ведь место строительства того или иного завода выбирается не по названию города, а по другим критериям: географической обоснованности, наличию трудовых ресурсов, воды, для военных заводов учитывается возможность маскировки и тому подобное. Все города развиваются. И чем больше будет построенных объектов, тем больше и краше сам город.
Погибших в Великую Отечественную войну было много из всех областей. И пали они в боях за независимость Родины, а не за название города!
Что касается семьи Ульяновых, то кроме Ильи Николаевича в ней никто не трудился. Жили за счет деревни Кокушкино. Но после Октябрьского переворота все вдруг стали советскими, государственными и партийными деятелями… Чем тут хвалиться?
…И если до Октябрьского переворота Россия была на б месте, то после 70-летнего «ленинского пути» она оказалась на 66 месте в мире по уровню жизни. Да и власть-то была узурпирована, Учредительское собрание разогнано, народ
– обманут… А как только власть изменилась, даже те, кто, стуча в грудь, считал себя «верным ленинцем», стал креститься, молиться и готов состоять в любой партии – лишь бы это было выгодно. Так нужны ли нам такие достижения?
Менять надо не только имя города, но и, в первую очередь, – название улиц, районов и так далее. Вот, например, кто-то скажет: «Я живу в Ульяновской области, в городе Ульяновске, в Ленинском районе, на улице Ленина, на ее участке между домом Ленина и площадью Ленина. Хорошо, что хоть квартира не имеет этого имени!»
А зачем названия улиц: Розы Люксембург, Карла Либкнехта, Робеспьера, Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Марата и тому подобное – все нерусские имена, и язык-то сломаешь, произнося их.
…Конечно, менять названия надо было одновременно с заменой паспортов. Получил новый паспорт – и в нем историческое название. Но сейчас, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
От имени всей семьи Г. Михайлов, житель улицы Минаева
От редакции. Мы благодарны нашему читателю Г. Михайлову за участие в обсуждении животрепещущей темы, но в его письме имеются некоторые неточности. В частности, читатель пишет, что лютеранскую кирху не разрушили якобы потому, что ее иногда посещала М.А. Ульянова. В этом можно усомниться хотя бы потому, что отец Марии Александровны А.Д. Бланк, как указано в «Ульяновской-Симбирской энциклопедии», был «православного происхождения».
Лютеранская церковь (кирха) св. Марии была построена в Симбирске в 1847 году. Далее, как известно, было два крупных пожара (1864 и 1888 гг.), так что кирха неоднократно перестраивалась. Нынешний («готический») вариант кирхи, расположенной на перекрестке улиц Ленина и Железной Дивизии, сооружен по проекту архитектора Августа Шоде в 1913 г. Но Мария Александровна никак не могла посещать эту церковь, так как находилась в то время далеко от этих мест. 8 мая 1887 года за участие в покушении на царя Александра III был казнен Александр Ульянов. В середине лета того же года Ульяновы покинули Симбирск. Навсегда.