Все три спектакля, представленных на сцене ЦНТИ Санкт-Петербургским государственным театром «Рок-опера», были пронизаны одной мыслью: без любви, веры и преданности жизнь человека пуста и бессмысленна.

«Юнона и Авось»

Сердца зрителей встрепенулись в такт музыке – на сцене разыгрывалась личная драма графа Николая Резанова, потерявшего жену и отдающего все силы осуществлению великой мечты – «закусив удила, свесть Америку и Россию». На фоне трагедии главного героя особенно мрачно выглядели косность и недальновидность царских чиновников, засилье в стране палочной дисциплины. Все это выразилось в горестной фразе Резанова: «Российская империя – тюрьма. Но за границей – та же кутерьма».

Шхуны «Юнона» и «Авось», пересекшие Тихий океан «под российским Андреевским флагом и девизом «Авось!», достигли Калифорнии, и тут Резанов был сражен наповал красотой «пятнадцатилетнего ангела» – дочери губернатора Кончиты де Консепсьон. Страстная ночь любви приносит не облегчение, а еще большее смятение в душу графа. Желая получить разрешение на брак с девушкой-католичкой, он спешит в Петербург. Прощаясь, влюбленные поют песню, слова которой, такие простые и понятные, заставляют встрепенуться даже людей с совершенно черствыми душами: «Я тебя никогда не забуду. Я тебя никогда не увижу».

Фразы эти оказались пророческими – Николай Резанов и Кончита больше не встретились. Он умер от простуды под Красноярском, она, прождав его тридцать пять лет, окончила свои дни в монастыре, дав обет молчания. Завершил оперу светлый гимн любви, которому зал аплодировал стоя:

Аллилуйя возлюбленной паре!

Мы забыли, бранясь и пируя,

Для чего мы на землю попали.

Аллилуйя любви, аллилуйя любви, аллилуйя!

«Иисус Христос -суперзвезда»

Эта опера стала для многих откровением благодаря тому, что звучала на русском языке. Сюжет, повествующий о семи последних днях Спасителя, в свое время был революционен тем, что показывал Иисуса протестующим против общепринятых норм, которые, кстати, олицетворяет апостол-предатель Иуда Искариот. Между ними возникает конфликт: видя, что учитель рискует, бросая вызов традиционному иудейскому обществу, находящемуся под гнетом колонизаторов-римлян, Иуда всячески старается удержать его от неверных шагов. Скажем, он весьма недоволен тем, что.Мария Магдалина умасливает назаретянина драгоценным благовонием, которое можно выгодно продать и накормить нищих. К удивлению Иуды, Иисус принимает ухаживания Магдалины. Что это – сострадание заблудшей женщине или любовь? Великолепный вокал артистов делает эту сцену особенно чувственной. Трогательно звучит ария Марии Магдалины, в которой она признается, что любит Христа. Для нее он просто мужчина.

Неоднозначное впечатление производит и сцена тайной вечери, а особенно молитвы Иисуса в Гефсиманском саду, в ней особенно явственно раскрывается человеческая сущность Спасителя. Он так устал за последние три года жизни, обрел многочисленных последователей, а, в сущности, остался одинок. Но его мысли прерваны появлением Иуды и стражников…

Впрочем, Иисус продолжает размышлять и после ареста – на допросе у первосвященника Каиафы, прокуратора Понтия Пилата и царя Ирода, который показан в гротескном стиле дэнди-прожигателя жизни (что соответствует истине: во время римской оккупации он был фактически лишен власти и проводил время в пирах и забавах), – и так до самого распятия и воскрешения. А искренне раскаявшийся Иуда вызывает сочувствие слушателей. Этим и сильна опера – она заставляет думать и самим решать, кто прав и кто виноват.

«Кентервильское приведение»

Премьера этого мюзикла стала «гвоздем» гастролей театра. Пересказывать всем известный сюжет произведения Оскара Уальда нет смысла. Скажем лишь, что здесь использованы очень разнообразные типажи – деловая миссис Отис, ее романтичная дочь Вирджиния, горничная Дороти, библиотекарь Чарльз Уолтер, оживающие портреты и, конечно же, сам сэр Джон Кентервиль – призрак и кающийся грешник, триста лет назад убивший из ревности свою жену. Он, словно рок-музыкант, играет соло на электрогитаре, да и весь его имидж – взлохмаченные длинные волосы, рваные лохмотья – поддерживает этот стиль. Вот только напугать новых жильцов этим не удается, более того, миссис Отис предлагает ему… поработать на нее, развлекая гостей будущего отеля. Даже каменные стены оказываются неспособными вынести такой прагматизм – замок рушится. Но на его руинах призрак обретает, наконец-то, покой.

Прекрасные тексты песен, хорошо продуманные диалоги и танцевальные номера, богатая музыкальная палитра и потрясающая актерская игра – мюзикл произвел настоящий фурор.