Брожение в неугомонной театральной среде Ульяновска вылилось в новое детище. И это определение здесь как нельзя кстати. Самый молодой ульяновский театр носит название «ENFANT TERRIBLE» – в переводе с французского «ужасный ребенок». Младенец уже успел покорить и зрителей, и коллег по цеху, завоевав приз за лучший спектакль на последнем «Лицедее». Собеседник «Вестника» – один из «родителей», руководитель театра Дмитрий Аксенов.

– Дмитрий, «ENFANT TERRIBLE» «вырос» из труппы ТЮЗа, чем вызвано ваше «отпочкование»?

– На эту тему было много разговоров в театральной среде, публикаций в прессе самого разного толка. Звучала даже мысль, что мы хотим уйти из профессии. Это однозначно не так. Наоборот, нашим первым решением было выпустить спектакль и тем самым доказать, что мы не балаболы, не скандалисты. Коллектив – это когда люди объединяются вокруг цели.

– «Мы» – это…

– Нас семь человек. Кроме меня – директор Марианна Тутолмина, художник Екатерина Лягина, актеры Алексей Храбсков, Татьяна Леонова, Николай Шишигин, Анна Починова.

– Вы говорите об общей цели. В чем она заключается? Что вас отличает, что хотите сказать, донести до зрителя?

– Мы работаем самостоятельно, нас пока никто не финансирует. Но многие принимают горячее участие, по мере своих сил и возможностей. У театра нет своего помещения как такового, часть репетиций – в основном теоретическо-подготовительного характера – проходит у меня дома. А когда необходима площадка, нам предоставляют помещение актового зала одной из школ.

– Свободные художники. Это, наверное, помогает в творчестве. Хотя и мешает во многом…

– Это определяет творческий процесс. Ведь главное, что обозначает, характеризует театр, – это спектакли.

Когда мы говорим о театре, мы можем делать пиар, можем говорить об идее, но момент истины всегда наступает на сцене. И это единственная вещь, в имя которой существует театр, рождается и развивается само понимание его природы, назначения, не будем уж говорить миссии – функции в обществе. Для нас главное, чтобы театр был для людей.

– Название «ENFANT TERRIBLE» определяет ваш творческий путь?

– Скорее, определяет способ существования.

– Кто его придумал, кстати?

– Оно родилось несколько лет назад. Мы с Лешей Храбсковым и со своими супругами-актрисами учредили некое предприятие еще в 2005 году. Но поскольку были заняты в ТЮЗе, времени не было. Теперь обстоятельства вернули нас к этому проекту.

– Эпатажное название…

– Идиома «ужасный ребенок» означает, что человек либо своей манерой поведения, либо своей прямотой ставит других в неудобное положение. В нынешнее время прямота дорого обходится людям. У Дольского в альбоме «Прощай, XX век» есть строчки «Стала совесть откровеньем, стала музыка комфортом, только правда, как и прежде, героизм и маета. Самых дальних разделяет только пут к аэропорту, самых близких разлучают эгоизм и суета». Мне очень близка мысль Экзюпери, высказанная в «Планете людей». Он пишет, что любое ремесло, любые занятия только тогда имеют реальный вес и значение, когда служат соединению людей, их общению, их взаимопроникновению. Иначе все прах, мусор, суета сует.

– Как вы выбирали первый спектакль? Ведь нужно было «выстрелить».

– Наш спектакль «Трижды три» поставлен по пьесе французского драматурга Жака Жуе «Трижды три желания, или Умение загадывать». Долго выбирали. Совершенно верно, необходимо было найти пьесу, которая стала бы знаковой в жизни театра, а кроме того, занять всех актеров. Она обнаружилась при забавных обстоятельствах. У меня дома в компьютере – большой сборник совершенно разнообразных пьес, несколько тысяч. Я долго рылся в этом списке, и ничего не попадалось на глаза. В результате в Интернете нашел пьесу Жуе. Она мне показалась подходящей и по структуре, и по списку действующих лиц. А потом, когда внимательно почитал, и вовсе понравилась. Когда же посмотрел в своем компьютерном списке, «Трижды три…» обнаружилась и там. Пути Господни неисповедимы… Полтора месяца репетировали после работы – большинство у нас днем трудится, все выходные напролет. И это приносило огромное удовольствие.

– Дмитрий, удовольствие от творчества, это, конечно, замечательно, но все же материальную

сторону дела отмести не получится. Театр надо содержать.

– Естественно, у нас были беседы с личным составом – как мы будем жить, на что существовать и так далее. Было много споров. Но после результатов, к которым мы пришли, все поняли, что телега не может бежать впереди лошади. То, что создается сверху, как правило, холодит нос тем, кто находится снизу. Возникает потребительская позиция. А у нас цель – создание репертуара. Мы понимаем, чтобы что-то получить, надо что-то иметь. Иметь лицо, ряд качественных спектаклей. У нас нет дилетантов, все профессионалы, и приоритетом, повторюсь, служит создание спектаклей, а не выкачивание из общества материальных благ, не поиск легкого существования. Это стимул к развитию. А все остальное – приложится.

– Что в планах?

– Хотим ставить Андрея Платонова. Великолепный язык. Вещи очень пронзительные. Это то, что нас давно беспокоит и ранит.

– Будете прирастать актерами?

– Да, желающие есть, и как раз для следующих постановок нам понадобится “новая кровь”. После того, как мы показались на фестивале, драм-театр сделал нам заманчивое предложение – показывать спектакли на их сцене. Процесс пошел.