Российские и украинские авиастроители уже в 2008 году хотят возродить серийное производство знаменитого «Руслана». В ближайшие 12 лет спрос на него составит от 70 до 100 машин – до сих пор в мире нет конкурентов самолету, разработанному АНТК Антонова в 80-х годах XX века.

Крупнейший в мире самолет для перевозки негабаритных грузов вторично дождался серийного производства. Договоренность была достигнута на заседании российско-украинской межгосударственной комиссии в Киеве. «Принято конкретное решение, например, в третьем квартале текущего года возобновить производство совместного самолета Ан-124 «Руслан», который, как мы знаем, имеет колоссальный спрос», – сообщил премьер-министр Виктор Зубков по итогам заседания.

В конце марта на заседании военно-промышленной комиссии уже были даны распоряжения о подготовке обоснования для начала серийного производства.

Транспортный самолет Ан-124 «Руслан» – уникальная машина. Созданный в начале 80-х годов XX века самолет не имеет аналогов в мире по сочетанию максимальной грузоподъемности, дальности полета

Серийное производство «Руслана» начнется на ульяновском предприятия «Авиастар-СП». Согласно программе возрождения Ан-124, до 2035 года планируется построить до 80 машин, о чем неделю назад говорил президент российско-украинской компании «Владимир Климов – Мотор Сич» Анатолий Ситнов. Это приблизительно соответствует рыночному спросу: по данным «Интерфакса», маркетинговые исследования показывают коммерческую потребность в самолетах типа Ан-124 до 2030 года в количестве примерно 70 машин. Согласно бизнес-плану компании «Волга – Днепр» (основной оператор «Русланов» и один из инициаторов возобновления серийного производства), потребность достигнет 100 машин к 2030 году, рассказывал президент «Волга – Днепр» Алексей Исайкин на авиасалоне МАКС-2007.

Сегодняшнее решение о возобновлении производства «Руслана» было вполне ожидаемо – например, для реализации проекта в конце января 2007 года было создано совместное предприятие «Грузовые летательные аппараты», принадлежащее «Волга – Днепр» (59%) и «Мотор Сич» (41%).

Стоить новинки будут около $150 млн.

Уже до 2015 года планируется выпустить 12 новых «Русланов» с увеличенной грузоподъемностью и дальностью полета. Сейчас самолеты не выпускаются: серийное производство и государственное финансирование проекта были прекращены в 1989 году. Созданные в середине 80-х годов «Русланы» в ближайшее время начнут достигать границы своего летного ресурса, что резко увеличит спрос на машины.

Согласно озвученным ранее планам, в первые пять лет инвестиции в проект достигнут $500 млн, причем $100 млн из них внесут «Волга – Днепр» и «Мотор Сич».

Остальную сумму следует привлечь от частных инвесторов, одним из которых вполне может стать американский концерн Boeing.

Разработанному в советские времена самолету до сих пор не нашлось конкурентов. Так, самый большой американский грузовой самолет (Boeing 747-400F) на 9 метров уступает «Руслану» в размахе крыла. При этом грузоподъемность «Руслана» достигает 150 тонн, в то время как Boeing поднимает около 113 тонн. Правда, не выпущенная пока грузовая модификация крупнейшего европейского лайнера A-380F будет иметь грузоподъемность также 150 тонн и сможет преодолевать загруженным большие расстояния, вплоть до 10,4 тыс. км, то время как «Руслан» – 5 тысяч. Однако стоить европейский «грузовик» будет почти в два раза дороже российско-украинского – около $280 млн.