– Красивая ты баба! Какую бы я с тебя скульптуру слепил!
– Вали отсюда! Тоже мне, лепщик нашелся.
Этот короткий разговор вспоминает 75-летняя жительница Кузоватова Лидия Медведева.
– Мы в том году, – говорит Лидия Ивановна, к родственникам на свадьбу в Коромысловку ездили. А тут этот. С виду мужик приятный, не наглый. Придумал какую-то скульптуру. Я и решила – или малахольный, или пьяный.
Скульптор
Не знала Лидия Ивановна тогда, что разговаривал с ней самый трудолюбивый и самый творческий в Коромысловке человек – Михаил Краснеев. И упустила молодая женщина уникальную возможность попасть в историю и быть увековеченной еще при жизни. Глядишь, и писала бы сегодня «НАШа газета» о том, что первой село Коромысловка украсила скульптура Лидии Медведевой.
Было Краснееву в пятьдесят девятом 33 года, и знали о его таланте тогда совсем немногие. А сегодня Коромысловка благополучно забывает о том, чьими руками построено буквально пол-села.
Ленин
Умер Михаил Иванович в 1997 году. После него в селе остались всего три скульптуры. Парень и девушка стоят по обе стороны краснеевского дома, в котором давно живут другие люди. Территорию возле здания администрации украшает бюст Ленина. За изваянием вождя мирового пролетариата более-менее присматривают, а молодые люди из бетона грязны, неопрятны и потихоньку разрушаются.
– Раньше по всей Коромысловке скульптур было много, – вспоминает директор сельской библиотеки Тамара Грачева. – Животные, колхозница. Ленина он лепил уже в начале семидесятых. Почти все разбили, переломали. У нас же люди не могут пройти спокойно мимо чего-то необычного!
Строитель
– Папа с малолетства был приучен к крестьянскому труду, – рассказывает дочь Наталья Манахова. – Работал в колхозе, но с детства тянулся к строительству. До войны научился только валять сапоги и валенки. А после уж и стал строителем.
Михаил Иванович одним из первых создал в районе строительную бригаду. Основной костяк бригады составляли строители разных категорий, а в летнее взрослым помогали ученики местной школы. Строили дома, клубы, фермы, хозяйственные постройки. По всему Кузоватовскому району – в Уваровке, Трубетчине, Валуевке, Волынщине – есть здания, выстроенные Краснеевым и его помощниками. И это, притом что специально строительному мастерству Михаил Иванович нигде не обучался.
Ваятель
К слову, и институтов культуры Краснеев не заканчивал. Скульптурному мастерству научился в неволе. Чего греха таить – все в Коромысловке знаю, что за какой-то грешок Михаил Иванович провел несколько лет за колючей проволокой. Но авторитет его от этого нисколько не утратился. С большой и малой бедой все шли к нему. Знали – Краснеев все сумеет.
– Хороший мужик был, золотые руки! – вспоминают сельчане. – Трудолюбивый – каких поискать. Работал до самой смерти. Ферма, первые каменные дома в селе – все его рук дело. Он всех здесь работать научил!
Память
Увы, в школьном музее не хранится ни одного документа об этом неординарном человеке, ни одной его фотографии. Скульптуры сломали, о человеке забыли. Кстати, внуки Михаила Ивановича умеют валять валенки. Дед научил! И дома, в которых они живут – он построил.