Меры по «замораживанию» цен на ряд продуктов питания, в том числе за счет фиксации торговых надбавок на них, действовали в России в течение шести месяцев. Однако заключенное в октябре прошлого года «добровольное» соглашение крупных производителей и крупных торговых сетей не повлияло на структуру покупательского спроса, отмечают представители торговых компаний. Те, кто и раньше стремился покупать продукты подешевле, не стал за это время покупать по два-три пакета молока вместо одного, говорит совладелец двух продовольственных магазинов в Саранске Евгений Левин. А те, кто и раньше ориентировался на продукты подороже, на более дешевые отнюдь не перешли.
Все «социально значимые» продукты и раньше продавались с минимальными торговыми наценками, добавляет коммерческий директор компании «Провиант», владеющей сетью из 15 продовольственных магазинов в Ульяновске, Татьяна Гусева. И прекращение действия соглашения, по её словам, вряд ли сильно изменит уровни наценок в отношении этих продуктов.
Пружина цен
В целом по России разрыв между ценами поставщиков некоторых продуктов и их розничными ценами в магазинах менялся столь значительно, что эксперты говорят о «сжавшейся пружине». В первую очередь, «заморозка» отразилась на производителях хлеба, отмечает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Игорь Павенский. Доходило до того, что мука стоила столько же, сколько в магазине – готовый хлеб, цены на который были «заморожены». При нормальном соотношении цена хлебозавода должна быть на 30% выше, чем у мукомолов. То есть по отдельным сортам хлебопеки просто работали в убыток. Да, другие сорта хлеба они могли продавать по свободным ценам. «Но в целом добавленная стоимость и прибыль тех же хлебопеков была фактически устранена, и нетрудно представить, насколько сжатой оказалась в итоге пружина цен».
Еще более острая ситуация – на рынке подсолнечного масла. Цены производителей фактически сравнялись с ценами в рознице: нерафинированное масло у производителя стоит почти столько же, сколько уже готовое и разлитое в бутылки масло в магазинах. Более того, рост цен на него теперь, после «разморозки», может продолжаться дольше, чем цен на хлеб. Зерно нового урожая появится на рынке уже в июле, а первое подсолнечное масло нового урожая – лишь в сентябре-октябре, напоминает Павенский. « Соответственно, фактор времени в большей степени скажется на ценах на масло уже сейчас».