В Ульяновске планируется возобновить производство самого большого в мире самолета

Россия и Украина договорились о возобновлении производства тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан». К решению проекта, инициатором которого была группа компаний «Волга-Днепр», стороны шли пять лет. При самом лучшем раскладе первый самолет появится не ранее, чем через три года. Но прежде должны быть решены проблемы финансирования запуска производства и кадровые проблемы.

Договоренность о возобновлении производства уникального тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан» была достигнута в ходе 3-го заседания комитета по экономическому сотрудничеству украино-российской межгосударственной комиссии России и Украины. «Уже в третьем квартале текущего года мы договорились возобновить производство АН-124-100 «Руслан», – сказал 28 апреля российский премьер-министр Виктор Зубков, подводя итоги работы комиссии и встречи с премьером Украины Юлией Тимошенко. Зубков отметил, что решение продиктовано наличием значительного спроса на самолет на мировом рынке.

Ан-124 выпускался в Киеве и Ульяновске до 1988 года по оборонному заказу, его гражданская модификация Ан-124-100 выпускалась еще до 1995 года.

О необходимости возобновления серийного производства самых больших в мире воздушных грузовиков их основной эксплуатант авиакомпания «Волга-Днепр» заявляла еще в 2001 году, ссылаясь на востребованность перевозок негабаритных грузов. «Во всем мире до сих пор даже профессионалы сбегаются и смотрят на «Руслан», раскрыв рты, – говорит технический директор ГК «Волга-Днепр» (в прошлом – главный конструктор «Руслана») Виктор Толмачев. – Равного ему нет, и пока не предвидится, но без восстановления его серийного производства потребности рынка не обеспечить». В 2003 году на авиасалоне МАКС-2003 руководители ГК «Волга-Днепр» и АНТК им. Антонова при поддержке авиационных властей обеих стран договорились о выработке программы по восстановлению производства Ан-124.

Далее требовалось уже политическое решение о финансировании проекта, которое не принималось в течение многих лет. Не дожидаясь, российские и украинские специалисты продолжали самостоятельно «двигать проект». В январе 2007 года ГК «Волга-Днепр» и ОАО «Мотор Сич» заявили, что ими создано совместное предприятие – УК ОАО «Грузовые летательные аппараты» (59% – ГК «Волга-Днепр» и 41% – «Мотор Сич»), которому делегированы организаторские функции в реализации проекта. Однако президент ОАК Алексей Федоров, посещая в октябре 2007 года самолетостроительный завод «Авиастар-СП», заявил, что корпорация пока не планирует возобновлять производство «Русланов», поскольку нет достаточного спроса, обеспечивающего эффективность работы предприятия.

Теперь, когда политическое решение состоялось, бывший главный конструктор гиганта «Руслана» Виктор Толмачев полон надежд: «Пока не было политического решения, были только разговоры. Главное произошло. Если премьеры подписали протокол, то это сигнал к старту, после которого чиновники должны решить все организационные вопросы».

По словам Толмачева, «Волга-Днепр» готов к этому моменту уже давно. Совместно с АНТК им. Антонова подготовлен бизнес-план проекта, определено техническое лицо будущего самолета. В то же время возобновить производство супергигантов в августе нереально, до реального начала производства еще далеко. Как только будут решены все вопросы финансирования, и оно начнется, настанет черед подготовки конструкторской документации модифицированного самолета. Параллельно этому, вероятно, начнут готовить на «Авиастаре» цеха, оснастку, специалистов. «Даже если все будет хорошо, и сегодня все начнут интенсивную работу, первый самолет появится только через три года, таков технологический цикл», – отмечает Виктор Толмачев.

Новая модификация, скорей всего, будет называться Ан-124-100М-150. В техническом лице самолета заложены международные требования, которые будут введены официально только через 10 лет; грузоподъемность увеличится со 120 до 150 тонн, а дальность полета – на 1000 километров; значительно обновится авионика, основная часть приборов будет заменена мониторами.

Инвестиции в возобновление производства «Русланов» составят около $500 млн., из которых $100 млн. готовы внести «Волга-Днепр» и «Мотор Сич». В прошлом году президент ГК «Волга-Днепр» Алексей Исайкин отмечал, что рассчитывает, на то, что остальные 400 млн. долларов будут вложены частично остальными возможными участниками проекта и частично двумя государствами – Россией и Украиной. Как будет на самом деле, пока никто не знает. Будет ли доверено ОАО «Грузовые летательные аппараты» стать управляющей компанией по этому проекту, войдут ли в него со своими пакетами Россия и Украина, каким путем и на каких условиях будет идти финансирование – об этом пока тоже нет никакой информации.

Между тем, вопрос условий государственного участия и условий финансирования проекта был и остается главным. Об этом говорит и главный инженер ЗАО «Авиастар-СП» Сергей Милюков: «Главная проблема в финансировании проекта. Пока мы не видели реальных движений – конкретных решений с обозначением источников финансирования. А так «Авиастар-СП» к производству «Русланов» готов. Площади, оснастка, оборудование – все есть, даже многие прежние российские поставщики сохранились».

По словам Милюкова, работы можно начать на прежнем оборудовании, но в дальнейшем завод намерен перейти на цифровые технологии, произвести замену пяти тысяч единиц устаревших станков на 900 высокоскоростных цифровых, благодаря которым будет решена еще и проблема дефицита квалифицированных кадров. Источник в руководстве «Авиастара-СП» признался, что проблема кадров – самая серьезная: «За девяностые годы мы растеряли ценные кадры, и теперь это восполнить непросто. Старая гвардия уходит, новой мы, к сожалению, не создали».

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что «надо будет искать способы финансирования проекта: либо готовить специальную правительственную программу, что затруднительно, либо вносить дополнительные статьи в федеральную целевую программу развития авиатехники». По мнению аналитика, все это непросто, и сроки начала реализации программы могут отодвинуться. В то же время эксперт считает, что лучшим организационным ресурсом для запуска проекта может стать ОАО «Грузовые летательные аппараты», которое уже существует и детально проработало проект.

Это все-таки Россия. Семь лет волгаднепровцы говорили о том, что «Руслан» востребован, и получали ответ, что нет достаточного спроса. Теперь, когда о востребованности сказал Зубков, все увидят, что «точно, прав премьер». У нас ведь всегда так: скажет Владимир Владимирович, что плохо дело с безопасностью автомобильного движения, и тут все увидят, что и вправду плохо дело. Теперь остается надеяться, что, сменив на посту Виктора Зубкова, Владимир Владимирович подтвердит, что решение о возобновлении производства «Русланов» продиктовано наличием значительного спроса на самолет. А пока самый большой самолет ждет самого главного премьера.

(в сокращенном варианте текст опубликован в газете «КоммерсантЪ»)