Прошедшую неделю и начало этой можно смело назвать скандальными. Новогородцы, пришедшие в ООО «РИЦ» платить за квартиру за апрель, были поражены: несмотря на то, что тепло отключили 13 апреля, в квитанциях по строке «теплоснабжение» красовалась сумма за весь месяц. Больше того, в некоторых квитанциях появилась новая строка: «Доначисление ГВС», и сумма. В одних управляющих компаниях (УК) – около 700 рублей, в других – поменьше. Почему за тепло берут за весь апрель? Что за «доначисление» по горячей воде?..
Попытки получить ответы на эти вопросы у работников «РИЦ», рассказывают жители Нового города, оказались тщетными. Не прояснили ситуацию и обращения в УК. В УК ООО «РЭС», например, 5 мая мне так и не удалось дозвониться. Либо никто не брал трубку, либо – «занято».
А людей «гоняют» и в «05», и в комитет ЖКХ мэрии, и в УК, и в ООО «РИЦ». В общем, по кругу, но никто толком ничего не объясняет. Особенно возмущаются те, у кого установлены квартирные приборы учета. Во-первых, потому, что приходится спускать еле теплую «горячую» воду. А, во-вторых, люди на самом деле не понимают: если горячая вода была оплачена в соответствии с показаниями счетчика, то о какой доплате может идти речь?
Почему-то досталось и мне: «Выходит, что есть счетчик, что его нет, не имеет значения?» – предъявляли претензии журналисту. Впрочем, мне-то не впервой выслушивать подобное. Жаль, что уши работников УК и коммунальных служб мэрии Ульяновска защищены от возмущений горожан секретаршами да автоответчиками.
Молчат, как будто в рот горячей воды набрали, все: и чиновники, и депутаты. Словно никаких проблем, кроме как подготовки к 1 Мая, переименования Ульяновска или гимна для него, нет. И то – правда: собрать с ульяновцев дополнительно около 300 миллионов рублей за тепло и горячую воду нужно тихо, не обращая внимания на возмущения и слезы. Подумаешь, что люди называют власть безответственной и бесхозяйственной! Заплатят и никуда не денутся. Проглотили же оплату за тепло за весь апрель и доплату за горячую воду проглотят. «Если бы нашелся кто-то, кто организовал бы протест против властей. Но такого у нас нет. Ни пикетов, ни митингов. Нет у нас гражданского общества», – сделал вывод, позвонивший в редакцию Шилин Евгений Андреевич.
В общем, как ни крути, а крайние в этой ситуации – жители. И компании, управляющие нашими домами (или ТСЖ и ЖСК). УК рассчитывают – кому и сколько доплачивать, и по данным УК «РИЦ» выставляет нам счета на оплату.
Впервые в Ульяновске
«НГС» неоднократно писал о том, что именно УК представляют интересы собственников жилья в отношениях с мэрией, поставщиками тепла, воды и так далее. Не зря УК называются управляющими. Так что, по большому счету, все претензии – именно к ним. И по поводу того, что люди не знают почему и сколько доплачивать нужно, претензии тоже к УК.
Доски объявлений у подъездов оклеены разными объявлениями – от услуг такси до продажи сотовых телефонов, но только не разъяснениями и объяснениями от УК. А кто мешает вывесить объявления в «РИЦ» или опубликовать разъяснения в «Новом граде Симбирске»? (Кстати, с директором одной из компаний мы договорились: на следующей неделе в «НГС» появится его комментарий).
А «НГС» уже неоднократно писал на эту тему. Но, опять же, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И волна возмущений пошла только тогда, когда заволжцы увидели суммы доплаты. Так что, повторим коротко.
Постановлением Правительства РФ №307 предусмотрена ежегодная корректировка оплаты за тепло (и за ГВС, значит, тоже). Корректировка обязательна потому, что в отопительный период мы можем получить больше (или меньше!) тепла в зависимости от того, насколько теплой или холодной была зима. В более холодные дни энергетики нагревают воду до более высокой температуры. В Ульяновске из кранов с горячей водой течет та же вода, что и в системе отопления (зимою ее температура поднималась до 85-и градусов). А оплачиваем мы воду, стоимость которой определена из расчета ее нагрева до 60-65 градусов. Основная часть доплаты складывается именно из-за дополнительного нагрева на 20-25 градусов. Это – главная причина, приводящая к тому, что возникает разница между оплатой и фактическим потреблением тепла и воды. Эту разницу по итогам отопительного периода УК должны откорректировать. Отсюда и появляется доплата. Это – если коротко.
Если длинно, то тема приобретает полукриминальный характер (и об этом мы писали неоднократно). А писали мы о банкротах – муниципальных управляющих компаниях… О закулисном «распределении» домов между управляющими компаниями… О безответственном поведении городских чиновников и депутатов… О лоббировании интересов энергетиков… О самых высоких тарифах в Ульяновске (среди областных центров ПФО) на горячую воду… О тупиковой подаче горячей воды… О разнице в фактической оплате и потреблении тепла и воды… О том, что еще в прошлом году эта разница была покрыта из городского бюджета…
В 2008 году впервые эту разницу пытаются погасить из кошельков ульяновцев. Но и это еще не все. Если в последние годы рост тарифов хотя бы как-то регулировался и ограничивался на федеральном уровне (и при этом ульяновские власти все же умудрялись перепрыгнуть барьер повышения), то год 2009 может оказаться взрывоопасным.
«Отпустить» тарифы?
Дело в том, что в правительственном (РФ) «Плане мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2008 год» записано: «Оценка целесообразности продления полномочий по утверждению предельных индексов тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на федеральном уровне и уровне субъектов РФ». На этот факт мало кто обращает сегодня внимание. Но если будет принято решение о нецелесообразности регулирования тарифов на федеральном уровне и уровне субъектов РФ (!), то в условиях сегодняшней монополии на производство энергоресурсов нас ждет никем не управляемый скачок цен. Эксперты при этом добавляют – и социальные потрясения.
Впрочем, встряхнется ли Ульяновск, неизвестно. Судя по тому, что сегодня горожане молча проглатывают доплату за ГВС и тепло, вряд ли…
Источник: “Новый град Симбирск” № 17 от 6 мая 2008 г.