Сегодня на фоне радующей стабильности и экономических достижений пробиваются и прорастают печальные полузабытые приметы конца 80-х и начала 90-х годов. Например, губернатор Сахалина сообщил, что в его области, возможно, будут введены талоны на хлеб для малообеспеченных слоев населения. Но мы же знаем, что сегодня – хлеб, а завтра – водка, табак и сахар. Сегодня – далекий остров, а завтра – Европейская часть России. Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Валентин ДЕНИСОВ отвечает на вопросы нашего корреспондента.

– Валентин Петрович, цены на продовольственном рынке продолжают стремительно расти. Этот рост уже ощутим для большинства людей, а не только для малообеспеченных слоев. Хотелось бы разобраться в этой ситуации?

– Рост цен на продовольствие происходит во многих странах. Почему? Сегодня приблизительно 35 стран готовятся к продовольственному кризису. Причин здесь несколько. Во-первых, очень серьезные положительные тенденции роста благосостояния в многонаселенных странах (Китай, Вьетнам и т.д.). Заработная плата растет, и люди хотят хорошо питаться. И в этом им не откажешь. Есть проблемы развития мирового продовольственного рынка. Есть передвижение продовольственных ресурсов из одного региона в другой. Если Россия заявила, что она часть мирового пространства, то эти тенденции касаются и нас.

Во-вторых, «гримасы» доллара, которые происходят в мировом финансовом пространстве. Это тоже всё касается России. Многие начинают кричать: «Караул! У нас зерновые ресурсы в стране исчерпаны!». Хочу сказать с уверенностью, что зерна у нас достаточно, чтобы нормально прожить до следующего урожая. Прогноз на следующий урожай хороший. У нас есть проблемы с кормовым. Это то, что касается животноводства. Но и они решаемы за счет перераспределения между регионами. Причин, чтобы кричать о том, что зерно продали и вывезли из страны, нет.

– По информации Минсельхоза, есть в России три региона, где цена на хлеб выросла значительно: Дагестан, Владимирская область и Мурманская область. С чем это связано, почему в одном регионе цены растут быстрее, чем в другом?

– Все три региона не являются зерносеющими. Видимо, региональная власть надеялась на федеральную помощь: хлеб будет, поставки муки будут и т.д. Почему регионы утратили бдительность? Надо находить возможности регионального бюджета, формировать зерновые региональные фонды.

– Как рыночными способами можно сдерживать цены?

– В мае истекает мораторий на стабильность цен на основные виды продовольствия. Это была вынужденная одноразовая «инъекция». Россия в логике такой политики жить не может. Нужны рыночные механизмы.

– Как депутат Госдумы от «Единой России» вы, насколько известно, курируете вашу родную, Ульяновскую область, от которой и избирались. Как обстоят там дела с обеспечением продовольствием, и каковы перспективы развития сельского хозяйства в этом регионе?

– Экономика области, считавшейся в свое время депрессивным регионом, в настоящее время развивается успешно, в том числе и сельское хозяйство. Благодаря реализации ряда крупных инвестиционных проектов, региону удалось добиться многого. В частности, года два-три назад в области до из 50 процентов пахотных земель были заброшены, а сегодня большинство из них уже имеют хозяев, которые собирают неплохой урожай зерновых. В этом отношении Ульяновская область самодостаточная, хлебом себя прокормить может, да и на продажу остается немало. Что же касается животноводческой продукции, то и в этом направлении также делается немало. Строятся новые животноводческие комплексы, технологически обновляется перерабатывающая отрасль. Так что, ульяновцам, я думаю, продовольственный кризис не грозит.